Завершення великої історії: наш герой повертається додому під час обміну полоненими, навіть у Чернігові йому здавалося, що він лише марить
Это последняя часть большой истории украинского героя, защитника Мариуполя, который попал в плен и прошел семь кругов ада на оккупированных территориях и в разных регионах России. С каждым этапом пытки и издевательства становились все жестче. Однако, по мнению Информатора, главное в этой истории — как оставаться человеком, когда условия вокруг нечеловеческие. Этот текст из пяти частей можно считать практическим пособием по человечности.
Завершення великої історії: наш герой повертається додому під час обміну полоненими, навіть у Чернігові йому здавалося, що він лише марить
Конец истории счастливый. Наш герой вернулся домой во время очередного обмена пленными. Но сам он не чувствует, что все завершилось, потому что никогда не воспринимал пережитое только как личный опыт. Теперь он снова учится жить. И говорит:
«Вместе с побратимами работаем над тем, чтобы мир знал, что среди нас есть те, кто ежедневно ждет возвращения своих родных. Что в российских тюрьмах пытают, мучают и убивают наших защитников прямо сейчас».
В камере мы должны были стоять неподвижно по 16 часов подряд — с подъема до отбоя. В камерах на полу мелом или краской была нарисована линия, и мы должны были стоять на определенном для каждого месте. Во время этого стояния мы не имели права двигаться. Через неделю-две от такого стояния у узников начинали опухать ноги, они становились огромными, как у слона. Потом ноги покрывались маленькими прыщиками, потом эти прыщики превращались в водянки, они чесались, лопались, и после этого ноги начинали гнить.
Следует указать, что с целью ухудшения нашего пребывания вертухаи ежедневно открывали окна в камере, которые нельзя было так просто закрыть. Нужен был специальный прибор. Рука через решетку не пролазила.
Учитывая, что на Урале в сентябре люди ходят в теплых куртках, от холода и стояния без движения у тебя синеет тело и клацают зубы. Это отдельный вид пытки.
Контроль за тем, чтобы мы не двигались, был автоматизирован. В помещении слева и справа стояли видеокамеры с датчиками движения. Так что дежурному даже не нужно смотреть на экран. Он просто получает сигнал и передает дежурному, что в той или иной камере зафиксировано движение. Если это происходит, постовой открывает кормушку и спрашивает, кто именно пошевелился. Если никто не признается, он вытаскивает для избиения случайного человека.
Тех, кто пошевелился, били по рукам и голове пачкой металлических ложек, ключом, палкой. От ударов такой импровизированной "булавы" на голове оставались огромные шишки, а если били по рукам, еще несколько дней не удавалось держать ложку в руках. Также в камере было запрещено разговаривать, за это также жестоко били. Поэтому фактически пленные не разговаривали вообще.
Ночью тебе запрещено вставать с кровати, чтобы сходить в туалет или попить воды — и это еще та пытка. Тебя зафиксирует камера, а через несколько минут будет наказание. Очень трудно терпеть до утра, ведь в камере холодно и из-за того, что ты всегда болен, часто посещаешь туалет.
Отдельный вид пыток — музыка. В камере был динамик размером с лист А4. На полную громкость все время играли по кругу 54 песни. Они мне даже снились. По ним мы отмеряли время, ведь окно было заклеено пленкой, так что ты знал, что сейчас вечер, только когда оно становилось темного цвета.
Стоит упомянуть женщин, которые держались лучше мужчин. Их мужество и стойкость вдохновляла и давала сил.
Ты слышишь голос замученной девушки в коридоре, которая отказывается принимать еду, потому что не согласна с нечеловеческими условиями содержания и издевательств. Голос женщины, которую травят вертухаи с собаками, спецназом...
И ты понимаешь — что наш народ несокрушим! Здоровые и сытые выродки издевались над женщинами, которые держались своими убеждениями и не предали своей стране.
Лично для меня, еще одним примером самодисциплины, стойкой патриотической позиции был военнослужащий разведывательной роты Морской пехоты, который несмотря на сильный голод отдавал свою часть еды другому военнослужащему — тот нуждался в помощи. Этот человек понимал, что жертвуя свою еду другому, он одновременно поддерживает всех.
Охранники во время издевательств протягивали резиновую дубинку и предлагали ее целовать в обмен на прекращение издевательств. Этот военнослужащий сразу заявил в камере: "не дай Бог, кто-то поцелует ту дубинку, я вас лично в камере убью".
В тех условиях ты понимаешь, что как ты будешь держаться — так будут держаться другие. Ты задаешь темп, должен давать пример. Но представьте, ты находишься в камере, и слышишь, как в другой камере по одному бьют людей, потом избиение начинается в камере ближе, потом в соседней камере. И ты понимаешь, что скоро откроются двери и твоей камеры тоже. Ты слушаешь, как люди кричат, воют — и это все ближе и ближе. И так каждое утро.
Даже в таких условиях тот парень держался достойно и стойко. И это давало сил держаться нам всем.
Возможно это мистика, но где-то за 3–4 месяца до обмена, я попадал в камеры, где пребывали некоторые пленные родом из той же области, что и я. А в советских книгах, что нам давали — их, кстати, мог читать только дежурный вслух другим только час в день — тоже упоминались родные края. Как будто "маячки", что скоро домой.
День обмена запомнился на всю жизнь. Ночью открылись двери камеры, мне приказали брать матрас и кружку и выходить.
Когда тебя ведут согнутым раком в резиновых тапочках по колено в снегу под свет прожекторов и лай собак, ты ожидаешь очередного этапа. Новое место содержания и новые издевательства — новую "приемку"...
Даже когда меня привезли к Украинской границе, я не верил в обмен. Потому что было много случаев, когда обмены срывались, пленных лупцевали и возвращали в какое-то другое место лишения свободы.
Едешь в автобусе и думаешь, что это сон. Сейчас откроешь глаза — и увидишь лампочку и потолок камеры, а щеки и нос станут холодными. Я постоянно себя щипал за руки. А когда увидел ночной Чернигов, хотел максимально впитать в себя, как губка, увиденное.
Первые пять дней я не спал вообще. Потом месяц я находился в эйфории. Следующие два месяца, наоборот, у меня была сильная депрессия. Мне начало казаться, что жизнь — это такой же плен, только с большими рамками свободы.
Сначала трудно было контролировать прием пищи. Я заставлял себя жестко контролировать — говорить себе, что теперь пищи достаточно, и я должен держать себя в руках.
Первые недели я набивал карманы хлебом и печеньем. А еще постоянно хотел со всеми пообщаться, встретиться.
От того, что я стоял по 16 часов подряд, ноги фактически атрофировались. Было очень трудно ходить.
При этом я простоял шесть месяцев, а наши ребята продолжают так стоять в каторгах и сегодня. Мне было трудно находиться в комнате, потому что она напоминала мне камеру. У меня лились слезы от счастья, когда я находился в лесу, смотрел в небо.
Я снова учился пользоваться телефоном, учился переходить дорогу. Было очень трудно вернуться к жизни на свободе, имея трехлетнюю пропасть за спиной.
В определенное время все процессы я продолжал измерять тюремно-выживальческим опытом — продолжал считать объем хлеба, размер порций, контролировал сон, постель, поведение. Однажды во время визита в стоматологическую клинику я пошел чистить зубы — и задумался, что одноразовая щетка лучше той, которой я пользовался целый год в плену. Я положил в карман две щетки, и понял, что в этом нет необходимости, ведь я дома.
Характер стал взрывной — это тоже приходится контролировать. В определенное время я пытался пить успокоительные, но в итоге отказался, ведь они делали меня апатичным.
Такое состояние типично для освобожденных из плена. Чтобы восстановиться, нужно время. Впрочем, связи зашьют, ребра срастутся, зубы можно восстановить. Самое важное — сохранить разум. Я снова учусь жить.
Вместе с побратимами мы работаем над тем, чтобы мир знал, что среди нас есть те, кто ежедневно ждет возвращения своих родных. Что в российских тюрьмах пытают, мучают и убивают наших защитников прямо сейчас.
Поэтому я хотел бы, чтобы пережитое, которым я поделился, не воспринималось как мое личное. Это реалии тех, кто находится в плену и служит напоминанием о том, что с нашими людьми происходит прямо сейчас.