По мнению аналитиков НБУ, несмотря на ожидаемое снижение международной помощи в последующие годы, уровень международных резервов будет оставаться больше, чем до полномасштабного вторжения, и достаточным для того, чтобы НБУ мог и дальше сохранять устойчивость валютного рынка
По обновленному прогнозом НБУ, инфляция будет расти в ближайшие месяцы, но уже с середины года начнет снижаться В конце 2025 года она составит 8,4%, а по итогам 2026 года вернется к цели НБУ 5%. Реальный ВВП в текущем году увеличится на 3,6%, а в последующие два года рост экономики ускорится до около 4% в год. Базовый сценарий прогноза НБУ построен на предположениях о сохранении достаточных объемов международной поддержки и постепенной нормализации условий функционирования экономики, что, в частности, будет способствовать частичному возвращению вынужденных мигрантов и росту инвестиций. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за январь 2025 года.
НБУ предпринял два шага с повышением учетной ставки – на 0,5 в. п. в декабре и 1 в. п. в январе, чтобы поддержать устойчивость валютного рынка, сохранить контролируемость ожиданий и постепенно привести инфляцию в 5% на горизонте политики. Прогноз НБУ предусматривает дальнейшее усиление процентной политики в первой половине 2025 года, чтобы сдержать ценовое давление.
Повышение учетной ставки побуждает банки повысить ставки по гривневым депозитам, что обеспечит лучшую защиту гривневых сбережений от инфляции. Это также будет способствовать улучшению инфляционных ожиданий и частично переориентирует расходы населения на потребление и покупку валюты в пользу сбережений в гривне. Соответственно снизится давление на валютный рынок и цены.
Несмотря на ожидаемое снижение международной помощи в последующие годы, уровень международных резервов будет оставаться больше, чем до полномасштабного вторжения, и достаточным для того, чтобы НБУ мог и дальше сохранять устойчивость валютного рынка. Это поддержит способность НБУ достигать инфляционной цели на горизонте политики.
Ускорение инфляции в ближайшие месяцы будет отражать ограниченное предложение продовольствия из-за худших урожаев прошлого года, а также увеличения производственных затрат, в том числе на энергообеспечение и оплату труда. Однако эта тенденция не будет продолжительной. Ожидается, что инфляция достигнет пика во ІІ квартале и с середины года начнет снижаться. НБУ прогнозирует замедление инфляции до 8,4% в конце 2025 года.
Замедлению инфляции будут способствовать меры процентной политики НБУ, устойчивость валютного рынка, расширение предложения продовольственных товаров с поступлением нового урожая, сужение фискального дефицита, а также умеренное внешнее ценовое давление. Диспропорции на рынке труда будут давить на цены, однако вклад этого фактора будет постепенно уменьшаться вместе с замедлением темпов роста заработных плат. Кроме того, инвестиции бизнеса в энергонезависимость уже в основном отразились в ценах, поэтому на фоне ожидаемого снижения энергодефицитов этот фактор также будет способствовать уменьшению инфляции.
С постепенной нормализацией условий функционирования экономики, дальнейшим улучшением ситуации в энергетике и рынке труда, значительным снижением дефицита бюджета и эффектами от мер монетарной политики НБУ потребительская инфляция вернется к цели НБУ 5% в 2026 году.
Рост экономики ускорится до 3,6% в 2025 году и около 4% в последующие годы
Экономика будет расти благодаря инвестициям в восстановление энергетических и производственных мощностей, мягкой фискальной политике, оживлению внутреннего спроса, а также наращиванию производства из-за увеличения урожаев. С возвращением экономики в нормальные условия функционирования начнется и постепенное возвращение мигрантов, что тоже поддержит рост ВВП.
Реальный ВВП приблизился к своему потенциальному уровню и будет оставаться близким к нему и в дальнейшем. Потенциальный ВВП будет расти благодаря повышению производительности производства. Однако темпы роста будут сдерживаться последствиями войны, в частности, дефицитом рабочей силы и ограниченностью инвестиций в производственный капитал.
Под влиянием значительного спроса на рабочую силу безработица уменьшится, однако будет оставаться выше уровня до полномасштабного вторжения (около 10–11% в 2025-2027 годах) из-за сохранения существенных диспропорций между потребностями работодателей и знаниями и возможностями потенциальных рабочих. В то же время учитывая высокую конкуренцию бизнеса за квалифицированных работников заработные платы и дальше будут расти.
По данным ГССУ, в 2024 году реальные зарплаты уже превысили уровень полномасштабного вторжения в большинстве секторов экономики. Ожидается, что зарплаты будут расти и дальше, хотя по мере постепенного улучшения ситуации на рынке труда ежегодные темпы их повышения в реальном измерении замедлятся до 3-4% в 2025-2027 годах.
Дефицит сводного бюджета без учета грантов в доходах будет постепенно сужаться на прогнозном горизонте (с 19% ВВП в 2025 году до 7% ВВП в 2027 году), чему будет способствовать укрепление внутренней ресурсной базы на фоне дальнейшего роста экономики. Международная помощь вместе с заимствованиями с внутреннего рынка будут способствовать безэмиссионному финансированию бюджетных нужд. Ожидается, что в текущем году Украина получит от международных партнеров 38,4 млрд дол. США. Риск недополучения ожидаемого финансирования невысок. В то же время, объемы международной помощи могут быть увеличены или приближены во времени.
В декабре 2024 года потребительская инфляция достигла 12,0% г/г, а базовая – 10,7% г/г. Ускорение инфляции во втором полугодии 2024 было ожидаемым, однако фактический показатель превысил предварительные прогнозы НБУ. Отклонение инфляции от цели НБУ 5% обусловил ряд факторов, прежде всего временных.
Так, в прошлом году из-за неблагоприятных погодных условий урожаи были низкими, что повлияло на уменьшение предложения продуктов питания. Усилилось влияние и фундаментальных факторов из-за дальнейшего увеличения затрат бизнеса на энергообеспечение и оплату труда. Кроме того, выросли тарифы на электроэнергию для населения и отдельные акцизы.
Фактором, сдерживавшим инфляционное давление, были меры монетарной политики. Сохранение учетной ставки на уровне 13% и ее дальнейшее повышение в декабре до 13,5% вместе с обеспечением устойчивости валютного рынка сдержали ухудшение инфляционных и курсовых ожиданий и поддержали привлекательность гривневых инструментов для сбережений. Кроме того, в конце года курс гривны к евро укрепился. Это позволило несколько снизить ценовое давление.
Стоимость отдельных услуг ЖКХ для населения (природный газ, отопление и горячую воду) остается ниже уровня, согласующегося с мировыми ценами на газ. Соответственно, действие моратория на повышение тарифов на отдельные услуги ЖКХ тоже ограничивало ускорение инфляции.
Государственный бюджет Украины на 2025 год утвержден с дефицитом 20,4% ВВП без учета грантов в доходах. Ключевым направлением расходов является обеспечение обороноспособности: расходы по обороне и безопасности составляют 26% ВВП. Плановый дефицит государственного бюджета в 2025 году ниже, чем фактический показатель 2024 года. Однако фискальная политика останется достаточно мягкой, что будет поддерживать экономику во время войны, в то же время постепенная фискальная консолидация будет способствовать стабилизации уровня государственного долга.
Основные параметры государственного бюджета основываются на достаточно консервативном прогнозе. С одной стороны, заложенные в бюджет более высокие инфляции и импорты по сравнению с прогнозом НБУ формируют риски недополучения налоговых поступлений. С другой – правительственная оценка экономического роста и, соответственно, номинального ВВП сдержаннее по сравнению с прогнозом НБУ. В то же время доходы и расходы бюджета остаются чувствительными как к ходу военных событий, так и другим потенциальным шокам.
Дефицит государственного бюджета планируется почти полностью профинансировать за счет международной помощи, так что потребность во внешнем финансировании останется значительной. В то же время неопределенность объемов помощи существенно уменьшилась благодаря механизму ERA Loans.
Кроме того, запланированный на 2025 год объем чистых внутренних привлечений очень умеренный, что свидетельствует о взвешенном подходе к возможностям внутреннего долгового рынка и нагрузке на расходы в части обслуживания долга. Остается место для привлечения дополнительных ресурсов при реализации непредвиденных событий.
Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.