Штраф за отсутствие автогражданки сейчас — 425 грн, а это по меньшей мере в десять раз меньше стоимости полиса
В Украине взлетели ценники на полисы автогражданки. Изменились не только цены, но и условия автострахования. Все из-за изменений в законодательстве. Сейчас страховщики только учатся работать в новых условиях, поэтому цены могут меняться.
«Например, к Новому году полис в Киеве стоил 1 800—2 500 грн, а сейчас — от 4 300 до 7 000 грн», — говорит руководитель страхового бизнеса компании Treeum Дмитрий Соколов. Конкретные суммы зависят от самого авто, стажа водителя и т.п. На некоторые машины полисы стоят до 10 тысяч. грн и даже больше.
Соколов объяснил такое существенное изменение цен новым законодательством, которое регулирует страхование автовладельцев от ответственности перед третьими лицами (которое, напомним, является обязательным).
Новые ценники на автогражданку с января 2025 года выставили все страховые компании. Подорожание по сравнению с прошлым годом колеблется в среднем от 70% до 100%.
Например, hotline finance дает такое расписание по ценникам на автогражданку на авто с объемом двигателя 1,6 литров в Киеве:
Во Львове, Днепре, Одессе и других крупных городах такое же авто можно застраховать примерно на 1 000 грн дешевле. Для авто с двигателем 2 литра цены выше в среднем на 700−1 000 грн. А полисы на автогражданку для машин с мотором от 3 литров стоят вообще по 9-10 тыс.
«Стоимость полисов значительно возросла – на 80-100%. В настоящее время средняя цена составляет около 4 тыс. грн, но разница между минимальной и максимальной стоимостью довольно существенная — от 500 грн для транспорта, таких как мотоцикл, до 50 тыс. грн. грн, например, на автобусы, зарегистрированные в Киеве», - рассказала директор департамента методологии компании VUSO Татьяна Павлюченко.
Главная причина — вступление в силу нового закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Цены на автогражданку, потолок которых ранее регулировался, «отпустили». Теперь страховая компания сама может определять стоимость полиса, учитывая ситуацию на рынке и свою расходную часть.
«Например, я могу продать полис автогражданки хоть за гривну, или даже подарить, если, например, клиент покупает у меня „Зеленую карту“ на год. Здесь уже включается маркетинг», - объяснил заместитель председателя правления Украинской пожарно-страховой компании Игорь Сахар.
По его словам, многие страховщики пока только «нащупывают цены». Не исключено, что в ближайшее время они могут измениться. Цену будет формировать спрос и предложение, но она должна позволять страховой компании вовремя рассчитываться с пострадавшими и соответствовать законодательным требованиям.
«Существенно изменились качественные параметры страховки. Водитель теперь покупает полис прежде всего для себя, ведь при наступлении страхового случая он сможет напрямую обращаться в свою страховую компанию, а не в страховую компанию виновника ДТП. Также выросли лимиты возмещения за имущество и здоровье пострадавших, отказались от франшизы в этом виде страхования. Эти и другие изменения отразились на ценах. Мы следим за тем, чтобы стоимость полиса для людей была как можно более низкой и доступной. Но прошлогодние ценники ждать нет смысла", — отметил Дмитрий Соколов.
Новый закон по автогражданке в целом существенно изменяет правила этого вида страхования. Основные нововведения следующие:
Игорь Сахар говорит, что сами страховщики пока только разбираются с особенностями автогражданки по-новому. И первый, не совсем приятный уже всплывший для бизнеса сюрприз — неопределенность со льготной категорией клиентов.
«Раньше часть водителей (инвалиды 1 группы, участники боевых действий) имели право не покупать автогражданку. Их ответственность страховало государство. Теперь они должны покупать полисы, хоть и со скидкой в 50%. Нюанс в том, что государство пообещало компенсировать страховщикам суммы скидок, но пока Кабмин только ищет источники для таких компенсаций, и, по моей информации, в первом полугодии этого года денег не будет. При этом продажи полисов за полцены уже активно продолжаются. Как это повлияет на портфель убыточности страховщиков — непонятно", — отмечает Игорь Сахар.
Также, по его словам, на рынке началась неразбериха со страховыми агентами. Они получают от страховых компаний определенный процент комиссионных по каждому проданному полису. Но после того, как ценники на полисы взлетели, страховщики начали обрезать комиссионные.
«Агенты почему-то захотели также получать вдвое больше, хотя их работа никоим образом не изменилась. Когда страховые компании начали урезать комиссионные, агенты начали бегать по страховщикам в поиске тех, кто предложит больше. Кроме того, НБУ выставил дополнительные требования к страховым агентам. В свете всего этого пока неясно, как дальше будут работать агентские сети и останутся ли они на рынке вообще», — говорит Игорь Сахар.
Из-за резкого повышения ценников на автогражданку, у многих водителей может появиться соблазн вообще не покупать полис. Такие случаи были и раньше. «У меня однажды закончилась страховка, денег на новую не было. Я некоторое время ездил без полиса. Решил, что если поймают, заплачу штраф, это все равно гораздо дешевле, чем приобретение новой страховки», — рассказал киевлянин Илья.
Игорь Сахар говорит, что у них продажи автогражданки пока не упали. Но, по мнению председателя Ассоциации "Страховой бизнес" Черняховского, армия "отказников" действительно может увеличиться. Ведь штраф за отсутствие автогражданки сейчас — всего 425 грн, а это по меньшей мере в десять раз меньше стоимости полиса.
С 1 января 2025 года в Украине вступил в силу новый Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". Этот закон не только модернизирует существующие правила страхования, но и приближает их к стандартов Европейского Союза.
После принятия нового закона об "автогражданке" в Украине должны обновить Единую базу данных договоров обязательного страхования авто. Моторное (транспортное) страховое бюро со стороны НБУ ожидает трансформация – внедрение двухуровневой системы корпоративного управления. В целом обновление условий работы рынка автотранспортного страхования – это требования на пути Украины к евроинтеграции.
Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.