UA

За что конфликтуют президент и городской голова столицы

Читати українською

Разбираемся в причинах конфликта мэра Киева и президента Украины

Читати українською
За что конфликтуют президент и городской голова столицы

Разбираемся в причинах конфликта мэра Киева и президента Украины

Постоянное напряжение между Президентом Украины и столичным градоначальником закреплено законодательно, но, возможно, этой проблеме будет положен конец

Краткий экскурс в историю

Последние несколько дней в Верховной Раде Украины наблюдается очередное оживление интереса народных избранников к вопросам управления Киевом: Закон о столице во втором чтении парламент может рассмотреть по специальной процедуре. Депутаты от «Слуга народа» и киевский голова Виталий Кличко вспомнили, что в городе нет районных советов, но есть ощутимый непорядок с балансом властных полномочий. А ещё, не сговариваясь с депутатами, подоспели малоприятные для монобольшинства рейтинги от КМИСа. Словом, как-то само по себе вспомнилось, что власть в стране во многом зависит от того, кто контролирует столицу. И новейшая история Украины знает массу тому примеров. У нас противостояние между государственной и столичной властью положил ещё Леонид Кучма. Возможно, киевляне постарше вспомнят конфликт тогдашнего президента с тогдашним мэром столицы Леонидом Косаковским, когда первого избранного киевлянами градоначальника пытались снять незаконно, силовыми методами, с игнорированием решений судов и протестов Совета Европы.

Косаковский

«Для расправы со мной Кучма и его окружение, в которое сразу же вписался и господин Омельченко (Александр Омельченко был главой КГГА в 1996-2006 годах, мэром Киева с 1998 по 2006 года – Ред.), на том этапе избрали три главных «направления удара». Первое – вторжение в кабинеты, отключение телефонов, срывание номеров с машины, короче говоря, – примитивные действия с хулиганским оттенком, которые в нормальном государстве расценивались бы как криминал чистейшей воды. Второе: подключение силовых структур – органов МВД, прокуратуры, налоговой полиции (она тогда именно так и называлась), КРУ и т.д. — для дискредитации Косаковского, запугивания тех, кто был рядом со мной. И третье – заманивание должностями и другими материальными приманками части депутатского корпуса Киевсовета с тем, чтобы инициировать, вопреки Конституции и другим законам, отстранение от должности председателя Киевсовета, срыв созываемых им сессий...», - описывает события тех дней Леонид Косаковский в своей книге «Переворот на Крещатике».

А в 2004 году Майдан прошел бы для сторонников Виктора Ющенко менее успешно, если бы уже тогдашний городской голова Александр Омельченко не поддержал «оранжевых». А вот в 2013-2014 годах, во время Революции Достоинства, главы города в столице вообще не было. Тогда Леонид Черновецкий сбежал от криминального преследования и давления Администрации Президента. А городом фактически управлял ставленник Виктора Януковича, глава КГГА Александр Попов, которого киевляне не избирали и «своим» не считали. Соответственно, Попов являлся лишь дополнительным раздражителем для негативно настроенных противников тогдашней власти и его действия по установке новогодней «йолки» на Майдане Независимости стали катализатором протеста.

Важность политического контроля над столицей адекватно оценивал Пётр Порошенко, который после Майдана рассматривал для себя возможность баллотироваться в мэры Киева. Позже он сделал всё, чтоб объединить свою «Солидарность» с командой УДАР Виталия Кличко, пообещав тому преференции в обмен на политическую лояльность.

Необходимость иметь влияние на Киев понимают и на Банковой и сейчас. Причём вне зависимости от того, кто возглавляет Офис президента Украины. Атаки на Виталия Кличко начались с лета 2019 года, с подачи тогдашнего руководителя ОПУ Андрея Богдана, который открыто требовал от Кабинета министров уволить с должности главу Киевской городской государственной администрации. После этого, уже в 2020 и 2021 годах, было немало громких заявлений Виталия Кличко о политических преследованиях в связи с обысками и вручениями подозрений руководителям различных департаментов КГГА и коммунальных предприятий Киева.

Однако, конец противостоянию между Банковой и Крещатиком вполне мог бы наступить уже в ближайшее время. Даже и вполне цивилизованно – путём устранения причин противостояния. Но тут много разных «если»…

Закономерность вечной борьбы

Противостояние центральной власти и городской в столице однозначно имеет место.

«Это видно невооружённым глазом. Но это противостояние, я бы сказал, абсолютно органичное… В Киевсовете создано стабильное большинство из представителей партии УДАР Кличко и партии Порошенко «Европейская Солидарность». Хотя они имеют большинство, это не помешало им построить работу так, чтобы все представители всех фракций не чувствовали себя обиженным или обделёнными. Это важно, и относительный консенсус на сейчас достигнут.  Я думаю, что это противостояние когда-нибудь закончится. Конечно, будут какие-то конфликтные моменты, но это перманентно при любой фамилии мэра…», - делится своими соображениями с Информатором юрист и общественный деятель Алексей Рябыкин.

Конечно же, исключать президентские амбиции Виталия Кличко, как минимум, опрометчиво, однако говорить и о политическом преследовании через привлечение правоохранительных органов пока рано.

«Я не знаю ни одного примера в истории нашей страны, когда мэр какого-либо города вдруг становился президентом. Это первое. Во-вторых, что касается действий правоохранительных органов, по поводу коммунальных предприятий или каких-либо подразделений КМДА. Нужно понимать, что всегда есть какие-то нарушения и их всегда можно найти. Я считаю, если эта история не будет доведена до какого-то логического завершения (вручение подозрений, передача дел в суд, вынесение каких-то решений по этим делам), тогда будет повод считать, что эти действия имеют какой-то политический контекст или подтекст. Причины этих проверок мне понятны, поскольку бюджет города Киев – больше 60 млрд гривен. У тех, кто имеет право распоряжаться ресурсами, возникает искушение, использовать эти ресурсы не совсем так, как написано в Законе. Такое искушение возникало и будет возникать», - говорит Алексей Рябыкин.

И добавляет, что это вечное противостояние центральной и городской власти в столице важно закончить, установив чёткие работающие правила. Сделать это вполне реально с помощью нового Закона о столице. 

За что конфликтуют президент и городской голова столицы 2

Таким способом решить вопрос хотят и «Слуги народа». Они даже подали соответствующий Проект Закона — № 2143-3 «О Киеве – столице Украины». Одним из активных его лоббистов является народный депутат от правящей партии, глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Виталий Безгин. Парламентарий убежден, что закон сбалансирует систему местного самоуправления и устранит конфликт между государственной и столичной властью, о чем Безгин регулярно сообщает со своей страницы в Facebook. Впрочем, по мнению различных собеседников Информатора, законопроект о столице, который был принят в первом чтении, кардинально отличается от законопроекта, одобренного профильным комитетом ВР для второго чтения.

Более того, общественная инициатива «Марш за Киев», в которую вошло 46 городских организаций, 21 октября заявила, что свежая редакция закона о столице забирает у города право полноценно управлять своими районами. Разбираемся.

Закон о столице: что и зачем?

Одна из ключевых проблем в отношениях «Банковой и Крещатика» заключается в том, что в случае Киева, решения тут принимает Киевский городской совет, а исполняет их КГГА, орган, который не избирается жителями города, а назначается «сверху» - согласно вертикали государственной власти. Кто следит за политикой, легко вспомнит фразу Кличко, превратившуюся в мем: «У меня есть два заместителя, четыре из которых уже месяц лежат в Кабинете Министров, и которых назначить невозможно». Но и президенту радости немного, решение Конституционного суда от 2003 года обязывает его посадить в кресло председателя КГГА только человека, которого киевляне избрали своим городским головой. Это не всем Гарантам конституции нравилось. Зеленский тут, похоже, не исключение. 

«Во-первых, это жёстко ограничивает конституционные полномочия Президента, что ставит под сомнение их легитимность; во-вторых, это ослабляет возможности городских властей реагировать на проблемы киевлян и решать вопросы местного значения. Второй аспект заключается в том, что вскоре в Украине заработает вертикаль, которая будет отвечать за обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления (квазипрефектура)», — приводит свои аргументы в пользу законопроекта от монобольшинства нардеп Виталий Безгин в своей статье.

Кроме того, ещё одна необходимость в принятии нового закона о столице заключается в том, что вскоре в Украине заработает новая система вертикали власти, которая будет отвечать за обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления –  та самая структура квазипрефектуры.

«Этим проектом закона КГГА, которая на сегодня является исполнительным органом городского совета, выводится из системы местного самоуправления и становится исключительно органом государственной власти – исполнительной и местной госадминистрации. И по сути, это будет попыткой реализации вот этой концепции префектуры. При которой руководитель местной государственной администрации будет осуществлять надзор за законностью деятельности как райсоветов, так и горсовета и их исполнительных органов. Соответственно глава КГГА  будет иметь право принимать определённые меры, в случае если, допустим, эти органы, по их мнению, совершили какое-то незаконное деяние. И если этот закон будет реализован, то в ближайшее время мы будем на примере города Киева видеть реализацию концепции префекта. Только она будет всё-таки называться как государственная администрация, где префект фактически будет управлять только тем, что принадлежит государству», — поясняет Информатору принцип возможной работы структуры префекта Информатором юрист и общественный деятель Алексей Рябыкин.

Безусловно, более чёткое разграничение властных полномочий в новом законе может положить конец как минимум административному давлению на городскую власть. Но поможет ли новый закон развиваться Киеву? Разбираемся дальше.

Изменения без изменений

В Конституции Украины закреплено, что на территории города Киева и Севастополя применяются особые способы самоуправления и организации исполнительной власти, государственного управления. Но, похоже, что эта «особенность» заключается только в отсутствии реальной возможности жителей города «достучаться» до своих депутатов. А у народных избранников нет физической возможности эффективно работать на местах. И если с Севастополем сейчас всё понятно, то ситуацию в Киеве должен был бы как раз изменить новый закон.

«Законопроект, который был поддержан профильным комитетом (по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства – Ред.) в первом чтении, весьма существенно менял систему самоуправления в Киеве и по сути, создавал вот те «особенности», которые упоминаются в Конституции. То, что было принято на подкомитете 20 октября, кардинальным образом отличается от того, что было утверждено в первом чтении. То есть это совершенно другой Закон. Если допустим его с чем-то сравнивать, то вот этот утверждённый законопроект, подготовленный ко второму чтению, больше похож на действующий закон про столицу. Я не увидел, в чём собственно особенность организации власти государственной и в чем особенность организации местного самоуправления в Киеве. По сути, закон вторит нормам закона о местном самоуправлении в Украине, которым регулируются вообще все органы местного самоуправления в стране», — делится своим наблюдением Алексей Рябыкин. 

По мнению эксперта, действующий в Украине Закон о местном самоуправлении, устанавливает определенные правила. Но он, по сути, является калькой с советских ещё лекал, когда представительские органы не могли иметь собственного мнения и фактически делали то, что им указывали в КПСС. Новый законопроект от фракции «Слуга народа» хоть и улучшает ситуацию, но от советской практики отходит не далеко.

«Почему так авторы поступили – я не могу сказать, это их право, они народные депутаты. Я не могу сказать, что это плохо. Ведь, если сравнивать ситуацию, при которой в Киеве в принципе отсутствует самоуправление, с ситуацией, в которой она хоть как-то присутствует, то, наверное, второй вариант лучше. Но качественного, к сожалению, отличия нету. Почему оно должно быть? Это ведь не только требования Конституции, а это требование нашей жизни. Ведь в Киеве, объективно, проживает приблизительно 1/10 часть населения страны. Здесь некоторые районы больше нескольких областных центров вместе взятых. Для меня, как для киевлянина, всегда было странно почему, например, в райцентрах Прилуки или Золотоноша – там есть свой голова и своя рада, исполнительный орган этой рады. А вот в Деснянском районе Киева, где живет около 350 тысяч человек – нету. Или в Печерском районе, где проживает 150 тысяч. При том, что Печерский – самый маленький район в Киеве. Мне кажется, эту систему нужно было строить иначе. Она, по сути, устарела, она советского образца, и она не решает ключевой задачи – не допускает жителей Киева к процессу принятия решений властью», — рассуждает Рябыкин.

Для лучшего понимания, приведем небольшое сравнение: на одного депутата местного совета по стране приходится 1 тысяча избирателей. В Киеве аж 17 тысяч!

Что интересно, о необходимости возвращения народовластия в районы столицы и восстановления районных советов, в 2021 году заговорил и Виталий Кличко, который руководит городом ещё с 2014 года. Выглядит немного странно, если учесть, что Закон о местном самоуправлении предусматривает право создания районных советов просто решением городского совета. То есть, у нынешнего мэра Киева есть реальные возможности восстановить райсоветы ещё пять-шесть лет тому. Но по всей видимости, у городских властей тогда не было желания делиться полномочиями.

«Именно городской совет определяет пределы полномочий или объём полномочий райсоветов. И ни одна центральная городская власть не заинтересована в делегировании реальных властных полномочий, на уровень района. Потому что, очевидно, так легче. Легче самим распоряжаться финансовыми ресурсами, в первую очередь, имуществом, чем делегировать полномочия, передавать это куда-то. А ведь в этом как раз и заключается настоящее самоуправление», — поясняет Алексей Рябыкин.

Похоже, что проблемы с делегированием полномочий испытывают не только депутаты Киеврады, а и законодатели от «Слуги народа», которые в своём законопроекте поскупились наделить районных депутатов реальной властью на местах.

«Если бы Закон установил реальные полномочия райсоветам, то вопросов об их эффективности не возникало бы. Но то, что законодатель передает районам, я просто перечислю: социальная помощь, территориальные центры социального обслуживания населения, контроль в сфере эксплуатации жилья, озеленение и благоустройство территорий, ремонт и содержание междворовых проездов, организация парковки, организация торговли на рынках. Вот всё, что закон относит в сферу компетенции районов. По факту «на тобі, небоже, що мені негоже». И это иллюзия, симулякр, а не самоуправление», — отмечает юрист Алексей Рябыкин.

Борьба за власть в Киеве, без учёта мнения самих киевлян, порой приводит к неожиданно печальным последствиям. Возможно, стоило бы сделать попытку что-то изменить в системе взаимодействия местной и центральной властей, но вполне возможно, что снова все изменения будут «заморожены» из политических, в первую очередь, соображений. И не стоит удивляться, если районные советы в Киеве созданы заново так и не будут.

«Все же, мало их создать. Их нужно еще наполнить содержанием и депутатами. А люди, это выборы. Все понимают, что выборы зависят от поддержки избирателей. И если станет понятно, что поддержка достаточная, то это один вопрос, если же нет — это дело снова будет отложено в долгий ящик», — резюмирует Алексей Рябыкин. 

Напомним, монобольшинство в парламенте поддерживают создание районных советов в Киеве, и по мнению первого вице-спикера Александра Корниенко, выборы новосозданных райсоветов в Киеве должен будет объявить Центризбирком.

Также ранее рассказывали, что застройщик Вадим Столар, предположительно мог «слить» видео компрометирующее Гео Лероса в обмен на расположение Банковой в контексте борьбы за кресло главы КМДА, а также о том, что депутаты Киевсовета обвинили Кличко в узурпации власти.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.