Украинцы жалуются на блокировку и принудительное закрытие банковских счетов. Реже это происходит из-за мошенничества, списания долгов и все чаще — вследствие финансового мониторинга. Его принципы работы понимают не все, а банки скрывают его критерии.
Как сообщает Минфин, в разделе отзывов увеличилось количество жалоб на блокирование и закрытие счетов. Чаще всего пишут о подобных инцидентах в ПриватБанке. Эту тенденцию подтвердили официальной статистикой за принятыми от украинцев обращениями по финансовому мониторингу в Национальном банке Украины:
- 2021 год – 288 обращений,
- 2022 год – 181 обращение,
- 2023 год – 413 обращений.
"По нашему мнению, больше жалоб поступает на банки с государственной долей капитала, поскольку они обслуживают больше физических лиц", – пояснили в НБУ.
Какие жалобы населения чаще всего касаются банковского финмониторинга:
- Невозможность/нежелание человека предоставить документы по запросу банка, подтверждающие происхождение средств, или непонимание клиента, какие именно документы требует банк.
- Невозможность проведения дистанционной идентификации при открытии счета или актуализации данных.
- Отказ в проведении финансовых операций на основании утративших силу документов. К примеру, паспорта без вклеенного фото в 25 и 45 лет.
- Безосновательная, по мнению жалобщика, блокировка операций по счетам.
В структуре НБУ есть управление защиты прав потребителей финансовых услуг (возглавляет Ольга Лобайчук), которое прорабатывает жалобы граждан. Там обязаны выяснять, когда претензии обоснованы, а когда нет. Если банк нарушает правила, злоупотребляет своими полномочиями, его могут проверить и наказать.
Однако с вопросом финансового мониторинга дела обстоят сложнее. Проверки банков по финмониторингу регулируются постановлением НБУ №90 от 30 июня 2020 года. Этот документ не предусматривает внеплановых проверок на основании жалоб клиентов по финмониторингу. Обращения граждан учитывают при надзоре над банками. Вряд ли это поможет потерявшим счета. Им придется самостоятельно решать свои проблемы с банками, причем на основании правил, значительная часть которых непублична.
Самые распространенные причины блокирования и принудительного закрытия банковских счетов:
- Онлайн-мошенничество, воровство со счетов, которых в последнее время становится все больше.
- Наличие задолженности по исполнительному производству. После вступления в силу 6 мая 2023 года нового закона (№3048-IX) был восстановлен арест банковских счетов, наложенный исполнительной службой из-за долгов, независимо от их размера. Также введено новое правило: владельцам счетов разрешили тратить с арестованных счетов не более 13,4 тысячи гривен (два размера минимальных зарплат). Известны случаи блокировки даже банковских счетов, на которые начисляются социальные выплаты или пенсии. С арестом счетов столкнулись лица, выступившие поручителями по кредиту третьих лиц.
- Рекомендация финансового мониторинга.
Что делать после блокировки счета
- Проанализируйте свои финансовые операции. Навести справки о своих друзьях, контрагентах, которым посылали/получали деньги — на предмет их потенциальной проблемности.
- Пытаться сопровождать свои операции соответствующими документами и спланировать линию защиты. Например, некоторые люди собирают/пишут расписки о том, что заимствовали у другого физлица деньги или одалживали ему, чтобы объяснить перечисление. Это может быть помощь знакомому или возвращение ему старого долга. Физлица в Украине имеют право кредитовать друг друга, что подтверждается долговыми расписками, которые могут восприниматься банками как доказательство.
- Пытаться выяснить в банке причину блокирования/закрытия счета, понять, какую операцию признали подозрительной, и сразу предоставить запрашиваемые банком документы и объяснения.
- На всякий случай найти альтернативный банк и открыть там счет, чтобы туда можно было перечислить разблокированные средства.
Банк может отказаться что-либо объяснять и в одностороннем порядке прекратить обслуживание клиента, на что, кстати, тоже имеет право. Тогда делает следующие шаги:
- Направить в банк запрос о предоставлении официального отказа в разблокировании средств на счете.
- Обжаловать в дальнейшем такой отказ в суде.
- Обратиться в финучреждение с письменным запросом (заявлением) о прекращении обслуживания и закрытии заблокированного счета и просить перевести остаток средств на ваш счет в другом банке.
Банк может направить в Госфинмониторинг докладную на лицо, подозреваемое в отмывании денег, но если эта структура не выдвинет своих обвинений (в финансировании терроризма, отмывании средств), то обязан вернуть клиенту его деньги. Либо наличными через кассу, либо переводом на счет в другом банке.
После блокировок счета человек не должен испытывать проблем с открытием новых в других банках. Некоторые банки обмениваются данными на клиентов, считающихся недобросовестными, но это не массовое явление. Поэтому, если человека выставили из одного банка, его, скорее всего, примут в другом. В Украине более 60 банков, поэтому вариантов хватает.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: