Клиенты крупных банков жалуются на штрафы из-за финмониторинга - что об этом говорят в НБУ

НБУ сообщил, что в медиа и в телеграмм-каналах распространяется недостоверная информация о том, что банки якобы начали штрафовать своих клиентов и дал опровержение, а что происходит на самом деле

НБУ
НБУ предупредил о фейке

Национальный банк сообщил, что в медиа и телеграмм-каналах распространяется недостоверная информация о том, что банки якобы начали штрафовать своих клиентов за нарушение по вопросам финансового мониторинга. Речь идет о жалобах клиентов, опубликованных в издании Минфин. Там писали, что многие банки якобы взимают с клиентов 20-30% их средств в случаях, когда банки решают в одностороннем порядке закрыть счета своих клиентов, в том числе из-за усиления финансового мониторинга. 

Что писали в СМИ о банковских штрафах

Как пишет Минфин, в этом году банки начали постепенно вводить новые виды финансовых наказаний в отношении нарушителей правил финансового мониторинга. Для украинцев они остаются тайной за семью печатями, отсюда и множество проблем. Ведь кроме базовых критериев подозрительных финансовых операций, которые Нацбанк утвердил своим постановлением №65 еще в мае 2020 года, есть еще и требования/условия, которые каждый банк производит автономно. А самое главное – банки умышленно держат их в секрете, чтобы под них не начали подстраиваться.

"В рамках финансового мониторинга банки научились мгновенно блокировать подозрительные операции и счета. А дальше действуют по стандартной процедуре: после блокировки у владельца счета запрашивают информацию о природе транзакций, а также происхождение средств", - пишет "Минфин".

Могут требовать подтверждающих документов. Если клиент все это не предоставляет или банк остается не удовлетворен ответами, может донести на человека до Госфинмониторинга (финансовую разведку), где его будут проверять на предмет отмывания денег, финансирование терроризма и т.д. Но даже если преступления не будут выявлены и уголовное дело не будет открыто, банк все равно имеет право в одностороннем порядке принудительно закрыть счет, что он нередко совершает.

В этом случае (при отсутствии преступления) средства со счета не изымаются. Их могут перечислить на счет человека в других банках или выдать наличными через кассу. По выбору клиента. Чаще украинцы выбирают возврат средств наличными, чтобы не «светить» счета в других банках, где также можно спровоцировать аналогичную проверку по финмониторингу.

Вот в этот момент – выдачи/перечисления средств нарушителя финмониторинга – банки начали с недавних пор применять новый вид финансового наказания. В одних банках его относятся к категории штрафов, в других это называют дополнительной комиссией. Ее размер достигает уже 20% суммы.

Какие банки наказывают клиентов

Как пишет Минфин, сильнее всего объемы собранных штрафов и пени увеличили активно развивающие обслуживание населения:

  1. Укргазбанк - в 5,3 раза (до 11,5 млн грн);
  2. Абанк – в 2,6 раза (до 13,3 млн грн);
  3. Ощадбанк – в 2,3 раза (до 9,8 млн грн);
  4. ПУМБ – в 1,7 раза (до 4,2 млн грн);
  5. Райффайзен Банк – в 1,7 раза (до 1,9 млн грн).

Если брать общий объем взысканных банками штрафов, то их больше всего у крупнейшего в стране государственного ПриватБанка, обслуживающего 24,2 млн физлиц. При этом у него сокращение динамики (на 33,2%, до 58,5 млн грн), как и у других госструктур — Сэнс Банка (на 82,6%, до 2,7 млн ​​грн) и Укрэксимбанка (на 16, 5% (до 9,6 млн. грн.).

Хотя лояльность к клиентам проявляли не только они. Издание «Минфин» собрал 5-ю структур, которые в первом полугодии 2024-го (по сравнению с аналогичным периодом 2023-го) сильнее всего сократили объем взысканных штрафов:

  1. Приватбанк - на 29,1 млн грн (на 33,2%), до 58,5 млн грн;
  2. Сэнс Банк – на 12,7 млн ​​грн (на 82,2%), до 2,7 млн ​​грн;
  3. Альянс Банк – на 4,48 млн (на 99,5%), до 23 тыс. грн;
  4. Укрэксимбанк - на 1,9 млн грн (на 16,6%), до 9,6 млн грн;
  5. МТБ Банк – на 973 тыс. грн (на 70,2%), до 413 тыс. грн.


НБУ взыскание штрафов назвал фейком

Национальный банк отмечает, что утверждение о взыскании штрафов не соответствует действительности, поскольку законодательство по вопросам финансового мониторинга не предусматривает применение банками каких-либо финансовых наказаний к нарушителям правил финансового мониторинга и взыскания за это "штрафа".

"То есть банки не имеют права применять к гражданам штрафные санкции из-за нарушений в сфере финансового мониторинга", - уточнили в НБУ.

В то же время, закон о финансовом мониторинге предусматривает обязанность и право банка разорвать деловые отношения с клиентом и прекратить его обслуживание, в том числе закрыть счет клиента, в определенных законодательством случаях.

В этом случае банк возвращает средства клиенту наличными деньгами или путем перечисления на другой счет по указанным реквизитам. Механизм возврата средств банком предусмотрен в пункте 6 приложения 12 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением от 19.05.2020 № 65.

"Банк может брать стандартную обычную комиссию за проведение такой платежной операции", – говорится в заявлении НБУ.

Национальный банк со своей стороны не применяет никаких штрафных санкций к гражданам за нарушение. Все меры влияния регулятора, в том числе в сфере финансового мониторинга, касаются исключительно финансовых учреждений.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube