Банкиры советуют не получать слишком большие суммы за один раз, и не использовать карту только для получения средств от продажи и вывода их на другие счета или наличные.
Некоторые клиенты банков оказываются с заблокированными счетами из-за того, что не могут доказать, что ссужали деньги и теперь получают уплату этого долга на карту. Поэтому банки блокируют их счета или разрывают деловые отношения. Портал Минфин анализирует жалобы клиентов банков и публикует ответы на них банков и комментарии юристов.
« Сбросил мне друг деньги на карту которые был виноват, (желал у меня наличные), теперь средства заблокированы, справки которые бросал в боте не подходят банку, лимитов никаких я не превышал, связаться с банком не могу, чтобы решить эту проблему, видеоверификацию о которой банк звонил 36 тыс грн», - пишет vladzio95.
Другая проблема — это услуги, которые физлица получают или предоставляют другим физическим лицам. Например, сын зачислял матери деньги на карточку, чтобы она расплатилась с соседями, помогавшими ей по хозяйству. Результат — разрыв деловых отношений, который инициировал банк.
«С августа месяца на эту карточку было получено от меня через терминал самообслуживания всего 38 тыс. грн. К тому же, пополнения были почти все из одного и того же терминала…», — удивляется vargas322.
Другой клиент написал, что тоже получил блокировку после того, как помог соседу колоть дрова, и тот расплатился за проделанную работу.
«Он отплатил мне переводом на карту в размере 5100 грн. На другой день карту заблокировали. Менеджер говорит, что это неправомерная операция. Написал заявление на разблокировку, предоставил квитанцию. На что из Киева из главного отделения поступило сообщение, чтобы я, как клиент, не предоставил официальный договор, подтверждающий факт выполнения услуги, за которую я получил деньги. Я господину Василию помог дрова поколоть, какой договор…», – рассказывает yurakresan.
Еще два случая касались получения денежных подарков на банковские карты. Например, клиентка Абанка получила подарок — деньги на день рождения на карточку и блокировку. В А-банке сообщили, что с yeezhova банк продолжил сотрудничество «по результатам проведенного анализа ответов и предоставленных документов». Еще один случай — жалоба от ВПЛ, которой засчитали малые деньги ребенку на сладости, но Сбербанк заблокировал счет.
Две жалобы касались продажи личных вещей. Один клиент Абанка пытался продавать их, будучи за границей, другой – находясь на прифронтовой территории. Оба подпали под пристальный глаз финмона. А-банк разорвал с ними отношения и объяснил это следующим образом:
«Причина — установлены факты предоставления недостоверной информации или предоставления информации с целью введения банка в заблуждение. То есть, предоставленная информация о торговле собственными вещами не соответствовала проведенным по счетам операциям (все полученные средства выводились на счета других лиц, отсутствуют «наземные» транзакции уплаты за продукты, одежду, коммунальные и т.д.)», — пояснили в банке.
Среди перечисленных жалоб большинство пришлось на Абанк, он прокомментировал это так.
«Сработали проверки превышения указанной в банке суммы поступлений в месяц. В связи с наличием у клиентов на счете большой концентрации P2P-переводов (95% и более на счета других лиц), в соответствии с требованиями пункта 5-2 Приложения 1 Постановления НБУ 65, банком спрашивали дополнительные документы/объяснения для подтверждения финансовых возможностей клиента осуществлять соответствующие финансовые операции и их суть», — рассказали в пресс-службе.
Напомним, что с 1 марта налоговики начали получать данные о денежных переводах на счета граждан и бизнеса, продающих товары и услуги в интернете. А уже в апреле был представлен проект закона о налогообложении товаров с маркетплейсов. Это означает, что с преданиями, о которых мы написали выше, проблем может увеличиться. Как их избежать?
В случае оплаты услуг или товаров, Евгений Ясинский советует следующие шаги:
«Банк — не налоговая, и не имеет права трактовать какое-либо перевод, как „уклонение от налогов“ без надлежащего основания. Они не должны блокировать счета клиентов без четких оснований, только потому, что те продали свой ноутбук, велосипед или мебель. Однако при регулярных или крупных преданиях они обязаны провести проверку», – объясняет юрист.
Он добавляет, что налоги не уплачиваются, если речь идет о продаже подержанных вещей несистемно. Закон увольняет таких лиц, если это не бизнес, но важно обратить внимание на следующие моменты:
В Абанке тоже делают акцент на необходимости детализации назначения платежа и сохранности доказательств. Там также советуют избегать «серийных» продаж.
«Если вы регулярно продаете многое, это может быть расценено как предпринимательская деятельность, требующая регистрации и уплаты налогов. Для банка это может стать основанием для ограничения счета до выяснения обстоятельств», — объяснили в комментарии представители финучреждения.
Кроме того, банкиры советуют не получать слишком большие суммы за один раз, и не использовать счет/карту только для получения средств от продажи и вывода их на другие карты/счета или наличные.
К сожалению, говорит Евгений Ясинский, банки часто трактуют бытовые платежи между физическими лицами как подозрительные, особенно если регулярные или по «странным» назначениям. Причина — требования финмониторинга, которые могут применяться и к физическим лицам, если банк видит риски уклонения от уплаты налогов или отмывания доходов. Блокируют, даже если это подарок к празднику. Иногда даже символические суммы.
Чтобы избежать блокировки, юрист советует правильно оформлять переводы. В частности, в графе «Назначение платежа» указывать четко и однозначно:
"Подарки от членов семьи первой и второй степени родства (родители, дети, супруги, братья, сестры, дедушки, бабушки, внучки) не облагаются налогом. Однако, если сумма значительна, банк может поинтересоваться происхождением средств у дарителя или попросить подтверждение родственных связей".
Представители банка также советуют избегать подозрительных «подарков»: регулярные получения сумм как «подарков» от посторонних лиц могут вызвать подозрение в отмывании средств или скрытой оплате за товары/услуги.
Проблема с блокированием счетов из-за перевода средств «взаймы» или «в качестве возврата» — типичная, говорит налоговый адвокат ЮК «Приходько и партнеры», руководитель практики налогового права Евгений Ясинский. По его словам, в таких случаях может использоваться вексель, однако в Украине это достаточно сложный инструмент из-за низкого уровня правовой культуры в отношении ценных бумаг. Его применение требует понимания учета и налогообложения. Можно использовать расписку, но она должна быть не просто написана «от руки», а должным образом оформлена: с подписями, датой, суммой, реквизитами сторон. Ее желательно удостоверить в нотариусе, советует юрист.
«Безопаснее — заключать простой письменный договор займа, даже между физическими лицами. И самое главное — указывать назначение платежа, согласно договору (например, «возврат займа по договору от…»).
С такими советами согласны и в Абанке, и обращают внимание на некоторые нюансы.
«Возврат долга не является доходом: сумма основного долга, которую вам возвращают, не является вашим доходом и не облагается налогом. Однако, если ссуда была с процентами, то полученные проценты являются доходом и подлежат налогообложению и декларированию», — объясняют банкиры.
Также в финучреждении советуют хранить не только договор займа, но и подтверждение переводов.
Как ранее сообщал Информатор, банковский финмониторинг и налоговые органы внимательно отслеживают движение средств, и неправильно указанное назначение платежа может создать серьезные проблемы как для физических лиц, так и для ФЛП. Адвокат Богдан Янкив рассказывает о самых распространенных ошибках в назначениях платежей и их потенциальных последствиях для вашего бизнеса и личных финансов.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить важные новости.