Расширение границ Киева – адвокат назвал положительные моменты создания агломерации и риски объединения со столицей

По словам адвоката, Киев ищет новые возможности, а территориальные громады, расположенные вплотную к столице или в анклавах, пытаются сохранить то, что у них есть

Расширение Киева
Создание столичной агломерации может иметь и положительные моменты, и риски перераспределения рынков земли и транспортных сообщений, адвокат Шабельников

О возможном расширении границ Киева периодически заходила речь еще до войны. Такие положительные моменты, как улучшение транспортной логистики и экономической интеграции, могут нивелироваться страхом потери власти и возможности влиять на жизнь небольшого общества. Об этом в комментарии Экономической правде рассказал управляющий партнер адвокатского объединения EvrikaLaw, глава комитета Национальной ассоциации адвокатов по вопросам инвестиционной деятельности и приватизации Андрей Шабельников.

Главная же проблема – исчерпание земельного банка. Соответственно, Киев ищет новые возможности, а территориальные громады, расположенные вплотную к столице или анклавам, пытаются сохранить то, что у них есть. Обычно для жителей идет речь о более низкой цене на коммунальные услуги.

Какие положительные моменты создания агломерации

  • Присоединение пригородов к столице позволит лучше планировать транспорт и расположение социальных объектов, что может улучшить транспортную инфраструктуру. К примеру, речь может идти о продолжении ветвей метро.
  • Улучшение логистики транспортных потоков может помочь бизнесам из столицы и региона тратить меньше времени на соединение и доставку.
  • Создание агломерации может стимулировать общие инвестиции в развитие.
  • Централизованное планирование может помочь решить вопросы застройки, землепользования и зонирования при условии справедливого партнерства.
  • Возможность роста жилищного строительства. Присоединение пригородов может создать новые участки для девелоперов.
  • У объединения будет потенциал для социального развития: строительство школ и больниц, создание рабочих мест, продолжение линий электротранспорта.

Какие риски несет объединение со столицей

  • Утрата автономии местных громад в вопросах самоуправления.
  • Возможны конфликты интересов.
  • Судебное обжалование создания столичной агломерации.
  • Возможно несправедливое распределение финансовой нагрузки и поступлений в местные бюджеты.
  • Риск еще более беспорядочной застройки.
  • Потенциальное неравенство развития, когда одна из громад будет иметь больше преимуществ от агломерации, чем другая.

Инвестиционная деятельность

Для инвесторов, планирующих инвестировать в бизнес или землю в Киевской области, создание агломерации может быть и большой возможностью, и источником рисков. Для инвесторов, имеющих прочные связи с местными чиновниками, смена власти – это риски. Если инвестор "побил горшки" в Киеве и работает в области, то создание агломерации может привести к вполне реальным препятствиям для ведения бизнеса. Это судебные процессы, работа с общественным мнением и дополнительные расходы.

"На плечи инвесторов может также отчасти и не запланировано лечь создание инфраструктуры. Кроме того, одна часть агломерации может развиваться более успешно, чем другая, что повлияет на окупаемость бизнеса и наличие работников. Непродуманная планировка в агломерации и бездумная застройка может привести к возведению жилых массивов в поле, где не будет ни социальной, ни транспортной инфраструктуры. Это снизит привлекательность такой застройки и территорий рядом с ней. Создание агломерации может повлечь за собой протесты в громадах и распространение напряжения. Если жители города будут понимать, что агломерация принесет им всего 200 новостроек, а школа, где учатся в три смены, останется единой, то убедить жителей в наступлении прекрасных времен будет непросто и недешево", - указал Шабельников.

Какие могут быть преимущества для инвесторов?

Если инвестор только раздумывает зайти на рынок Киевщины, то это может быть проще во время или после перемен. Создание агломерации может означать расширение рынка потребителей, если у населения будет лучше транспортное сообщение. Открываются новые перспективы для девелоперов бизнеса и жилой недвижимости. Однако может увеличиться конкуренция с другими застройщиками.

Перспективными могут быть инфраструктурные объекты: строительство дорог, расширение сетей общественного транспорта. Благодаря лучшему транспортному сообщению бизнес с пригородами может иметь лучший доступ к рынкам и персоналу. "Агломерационный" статус района увеличит привлекательность земли для инвестиций.

"Чтобы максимально использовать преимущества агломерации и минимизировать риски, инвесторам следует держать руку на пульсе возможных изменений. Нужно присутствовать (не обязательно лично, может быть представитель компании, юрист) на публичных консультациях громад и при необходимости активно участвовать в них", - считает Шабельников. 

Следует провести юридический аудит, включающий проверку статуса земли, и учесть перспективы присоединения к Киеву (изменения в налогообложении, размеры коммунальных платежей). Следует отслеживать изменения в законодательстве и региональных нормативных актах, иметь планы действий в зависимости от последствий создания агломерации.

"Создание агломерации может иметь и положительные моменты, и риски перераспределения рынков земли и транспортных сообщений. Главное – не оставлять вопросы агломерации на самотек, анализировать перспективы и опасности, привлекать юристов и специалистов по связям с государственными органами власти", - добавил Шабельников. 

Эксперты о создании столичной агломерации

Недавно в пресс-центре "Интерфакс-Украина" состоялось заседание дискуссионного клуба "Столичный регион", посвященное перспективам расширения границ столицы. С одной стороны, расширение границ столицы может стать толчком для оптимизации инфраструктуры, улучшения транспортной логистики, экономической интеграции и более эффективного управления. С другой – громады опасаются потери автономии, роста социальной напряженности и хаотического развития без учета локальных интересов.

Присутствующие обсудили проблемы развития столичной агломерации, в частности, возможность административного расширения Киева за счет прилегающих территорий. В начале дискуссии прозвучала критика в адрес Киевской власти. Председатель правления Института украинской политики Алексей Усачев заявил, что столица системно избегает открытого диалога с громадами, граничащими с Киевом. Он также объяснил причинно-следственную связь: из-за ограничения норм застройки в пределах Киева, в частности, невозможность увеличения плотности и высотности из-за дефицита зеленых зон, столица заинтересована в присоединении прилегающих территорий. Это, по его мнению, открывает новые возможности для застройщиков, но происходит без учета позиции самих громад. В частности, Усачев привел примеры уже присоединенных к Киеву территорий, таких как Жуляны. Когда-то зажиточный, самодостаточный, с развитой еще в советские времена инфраструктурой поселок, после вхождения в состав столицы значительно потерял темпы развития.

"Поселок Жуляны был состоятельным, самодостаточным, перспективным. После присоединения к Киеву нет ни дорог, ни освещения, ни инфраструктуры. Жуляны всегда воспринимались как далекие окрестности, куда по остаточному принципу выделялись только копейки. И самое главное – поселок никто не представлял и не представляет сейчас в Киевсовете", - отметил Усачев.

Среди громад, давно сопротивляющихся присоединению к столице – Коцюбинска. Поселковый голова с. Коцюбинское Сергей Даниш отметил отсутствие конструктивного диалога с Киевом и отметил, что столица давно считает поселок своей территорией, зато не может предложить, а соответственно и гарантировать ни оптимизацию инфраструктуры, ни других аспектов развития громады. На примере с. Коцюбинское депутат Киевского областного совета Олег Иваненко отметил, что агломерационная политика никоим образом не может строиться на односторонних решениях. Сотрудничество между большой и малой громадой – необходимое условие для устойчивого развития региона.

Социолог Андрей Еременко обратил внимание на более глубокий политический контекст, который, по его мнению, влияет на нежелание столичной власти вести диалог с громадами. Представители Киевской областной военной администрации призвали к поиску модели сотрудничества, учитывающей интересы всех сторон. Они подчеркнули, что расширение не должно означать централизацию, а наоборот – должно стать основой для партнерства между столицей и громадами. Начальник отдела земельных отношений Киевской ОГА Светлана Дахно отметила, что отсутствие единой позиции между Киевом и близлежащими громадами уже имеет ощутимые последствия, которые не только тормозят развитие пригородов, но и порождают многочисленные юридические конфликты.

"Отсутствие согласованной позиции между Киевом и пристоличными громадами достаточно негативно влияет на развитие этих громад и порождает значительное количество судебных споров. Поэтому областная администрация поддерживает позицию территориальных громад. Мы напрямую заинтересованы в наработке общей позиции и решении этого вопроса в законном русле", - добавила Дахно.

Сейчас есть необходимость в открытом, постоянном диалоге между всеми сторонами: столичной властью, громадами, урбанистами, общественными организациями. На этом подчеркнул советник Ассоциации городов Украины, эксперт по вопросам местного самоуправления Иван Фурсенко. Представитель Киевской военной администрации, военнослужащий и юрист Андрей Кулибаба обратил внимание на финансовую сторону агломерационного процесса. По его мнению, громады, стремящиеся к равноправному взаимодействию с Киевом, должны быть готовы к инвестированию в общую инфраструктуру.

"Много было риторики о том, что Киев виноват в вопросе киевской агломерации. Но, когда громада – Коцюбинская, Ирпенская или любая другая – хочет вступать во взаимодействие с Киевом, она должна сама инвестировать в эти города. Например, если Вишневому нужны транспортные части, он должен вкладывать значительную часть своего бюджета", - подчеркнул Кулибаба.

Кулибаба также подчеркнул, что создание крупной киевской агломерации неизбежно изменит баланс полномочий. По его словам, если будет сформирована большая киевская агломерация, то эти города частично потеряют автономию, так как будут зависеть от общего планирования и застройки. А это сложный вопрос, ведь земля городов-спутников привлекательна для застройщиков. Это их большое преимущество, но и проблема.

Дискуссия показала: без открытого диалога между Киевом и громадами агломерационная модель останется конфликтной. Громады требуют уважения своей автономии, а эксперты – системного подхода. Услышит ли столица эти голоса, зависит не только от власти, но и силы общественного запроса.

Читайте нас в Facebook

Image
Оперативные новости: Украина, мир, война. Подпишись 👇

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать