По словам адвоката, Киев ищет новые возможности, а территориальные громады, расположенные вплотную к столице или в анклавах, пытаются сохранить то, что у них есть
О возможном расширении границ Киева периодически заходила речь еще до войны. Такие положительные моменты, как улучшение транспортной логистики и экономической интеграции, могут нивелироваться страхом потери власти и возможности влиять на жизнь небольшого общества. Об этом в комментарии Экономической правде рассказал управляющий партнер адвокатского объединения EvrikaLaw, глава комитета Национальной ассоциации адвокатов по вопросам инвестиционной деятельности и приватизации Андрей Шабельников.
Главная же проблема – исчерпание земельного банка. Соответственно, Киев ищет новые возможности, а территориальные громады, расположенные вплотную к столице или анклавам, пытаются сохранить то, что у них есть. Обычно для жителей идет речь о более низкой цене на коммунальные услуги.
Для инвесторов, планирующих инвестировать в бизнес или землю в Киевской области, создание агломерации может быть и большой возможностью, и источником рисков. Для инвесторов, имеющих прочные связи с местными чиновниками, смена власти – это риски. Если инвестор "побил горшки" в Киеве и работает в области, то создание агломерации может привести к вполне реальным препятствиям для ведения бизнеса. Это судебные процессы, работа с общественным мнением и дополнительные расходы.
"На плечи инвесторов может также отчасти и не запланировано лечь создание инфраструктуры. Кроме того, одна часть агломерации может развиваться более успешно, чем другая, что повлияет на окупаемость бизнеса и наличие работников. Непродуманная планировка в агломерации и бездумная застройка может привести к возведению жилых массивов в поле, где не будет ни социальной, ни транспортной инфраструктуры. Это снизит привлекательность такой застройки и территорий рядом с ней. Создание агломерации может повлечь за собой протесты в громадах и распространение напряжения. Если жители города будут понимать, что агломерация принесет им всего 200 новостроек, а школа, где учатся в три смены, останется единой, то убедить жителей в наступлении прекрасных времен будет непросто и недешево", - указал Шабельников.
Если инвестор только раздумывает зайти на рынок Киевщины, то это может быть проще во время или после перемен. Создание агломерации может означать расширение рынка потребителей, если у населения будет лучше транспортное сообщение. Открываются новые перспективы для девелоперов бизнеса и жилой недвижимости. Однако может увеличиться конкуренция с другими застройщиками.
Перспективными могут быть инфраструктурные объекты: строительство дорог, расширение сетей общественного транспорта. Благодаря лучшему транспортному сообщению бизнес с пригородами может иметь лучший доступ к рынкам и персоналу. "Агломерационный" статус района увеличит привлекательность земли для инвестиций.
"Чтобы максимально использовать преимущества агломерации и минимизировать риски, инвесторам следует держать руку на пульсе возможных изменений. Нужно присутствовать (не обязательно лично, может быть представитель компании, юрист) на публичных консультациях громад и при необходимости активно участвовать в них", - считает Шабельников.
Следует провести юридический аудит, включающий проверку статуса земли, и учесть перспективы присоединения к Киеву (изменения в налогообложении, размеры коммунальных платежей). Следует отслеживать изменения в законодательстве и региональных нормативных актах, иметь планы действий в зависимости от последствий создания агломерации.
"Создание агломерации может иметь и положительные моменты, и риски перераспределения рынков земли и транспортных сообщений. Главное – не оставлять вопросы агломерации на самотек, анализировать перспективы и опасности, привлекать юристов и специалистов по связям с государственными органами власти", - добавил Шабельников.
Недавно в пресс-центре "Интерфакс-Украина" состоялось заседание дискуссионного клуба "Столичный регион", посвященное перспективам расширения границ столицы. С одной стороны, расширение границ столицы может стать толчком для оптимизации инфраструктуры, улучшения транспортной логистики, экономической интеграции и более эффективного управления. С другой – громады опасаются потери автономии, роста социальной напряженности и хаотического развития без учета локальных интересов.
Присутствующие обсудили проблемы развития столичной агломерации, в частности, возможность административного расширения Киева за счет прилегающих территорий. В начале дискуссии прозвучала критика в адрес Киевской власти. Председатель правления Института украинской политики Алексей Усачев заявил, что столица системно избегает открытого диалога с громадами, граничащими с Киевом. Он также объяснил причинно-следственную связь: из-за ограничения норм застройки в пределах Киева, в частности, невозможность увеличения плотности и высотности из-за дефицита зеленых зон, столица заинтересована в присоединении прилегающих территорий. Это, по его мнению, открывает новые возможности для застройщиков, но происходит без учета позиции самих громад. В частности, Усачев привел примеры уже присоединенных к Киеву территорий, таких как Жуляны. Когда-то зажиточный, самодостаточный, с развитой еще в советские времена инфраструктурой поселок, после вхождения в состав столицы значительно потерял темпы развития.
"Поселок Жуляны был состоятельным, самодостаточным, перспективным. После присоединения к Киеву нет ни дорог, ни освещения, ни инфраструктуры. Жуляны всегда воспринимались как далекие окрестности, куда по остаточному принципу выделялись только копейки. И самое главное – поселок никто не представлял и не представляет сейчас в Киевсовете", - отметил Усачев.
Среди громад, давно сопротивляющихся присоединению к столице – Коцюбинска. Поселковый голова с. Коцюбинское Сергей Даниш отметил отсутствие конструктивного диалога с Киевом и отметил, что столица давно считает поселок своей территорией, зато не может предложить, а соответственно и гарантировать ни оптимизацию инфраструктуры, ни других аспектов развития громады. На примере с. Коцюбинское депутат Киевского областного совета Олег Иваненко отметил, что агломерационная политика никоим образом не может строиться на односторонних решениях. Сотрудничество между большой и малой громадой – необходимое условие для устойчивого развития региона.
Социолог Андрей Еременко обратил внимание на более глубокий политический контекст, который, по его мнению, влияет на нежелание столичной власти вести диалог с громадами. Представители Киевской областной военной администрации призвали к поиску модели сотрудничества, учитывающей интересы всех сторон. Они подчеркнули, что расширение не должно означать централизацию, а наоборот – должно стать основой для партнерства между столицей и громадами. Начальник отдела земельных отношений Киевской ОГА Светлана Дахно отметила, что отсутствие единой позиции между Киевом и близлежащими громадами уже имеет ощутимые последствия, которые не только тормозят развитие пригородов, но и порождают многочисленные юридические конфликты.
"Отсутствие согласованной позиции между Киевом и пристоличными громадами достаточно негативно влияет на развитие этих громад и порождает значительное количество судебных споров. Поэтому областная администрация поддерживает позицию территориальных громад. Мы напрямую заинтересованы в наработке общей позиции и решении этого вопроса в законном русле", - добавила Дахно.
Сейчас есть необходимость в открытом, постоянном диалоге между всеми сторонами: столичной властью, громадами, урбанистами, общественными организациями. На этом подчеркнул советник Ассоциации городов Украины, эксперт по вопросам местного самоуправления Иван Фурсенко. Представитель Киевской военной администрации, военнослужащий и юрист Андрей Кулибаба обратил внимание на финансовую сторону агломерационного процесса. По его мнению, громады, стремящиеся к равноправному взаимодействию с Киевом, должны быть готовы к инвестированию в общую инфраструктуру.
"Много было риторики о том, что Киев виноват в вопросе киевской агломерации. Но, когда громада – Коцюбинская, Ирпенская или любая другая – хочет вступать во взаимодействие с Киевом, она должна сама инвестировать в эти города. Например, если Вишневому нужны транспортные части, он должен вкладывать значительную часть своего бюджета", - подчеркнул Кулибаба.
Кулибаба также подчеркнул, что создание крупной киевской агломерации неизбежно изменит баланс полномочий. По его словам, если будет сформирована большая киевская агломерация, то эти города частично потеряют автономию, так как будут зависеть от общего планирования и застройки. А это сложный вопрос, ведь земля городов-спутников привлекательна для застройщиков. Это их большое преимущество, но и проблема.
Дискуссия показала: без открытого диалога между Киевом и громадами агломерационная модель останется конфликтной. Громады требуют уважения своей автономии, а эксперты – системного подхода. Услышит ли столица эти голоса, зависит не только от власти, но и силы общественного запроса.