Эксперты считают, что цены будут снижаться и дальше
В последнее время Украина с удовольствием наблюдает за падением цен на топливо. Средняя стоимость горючего на украинских заправках опустилась на 5-7 грн за л. И это, несмотря на сложности с поставками горючего в декабре и эмбарго на российские нефтепродукты, которое заработало 5 февраля. Почему падают цены и какое топливо может подешеветь ещё?
Если в начале января литр бензина марки А-95 стоил 52 грн., то в конце марта – 47,3 грн. То есть речь идёт о падении на 10 %. Приблизительно такая же ситуация наблюдалась с дизельным горючим: в начале года средняя цена литра составляла 55,1 грн, в конце марта – 47,7 грн. То есть горючее подешевело более чем на 15 %.
Что привело к такой динамике? Опрошенные ЭП участники рынка и эксперты назвали несколько причин, которые повлияли на стоимость горючего.
В прошлом году правительство начало напоминать трейдерам об эмбарго на российские нефтепродукты, вступившее в силу 5 февраля, и просил хорошо подготовиться. Трейдеры сформировали колоссальные запасы. Увеличились объёмы поставки горючего и из-за частых отключений электроэнергии. Генераторы создали нетипичный спрос на горючее. Также ажиотаж спровоцировало отсутствие горючего на отдельных АЗС в начале декабря 2022 года. Все бросились контрактовать объемы, попавшие в Украину в январе.
После рекордных цен марта 2022 года (140 долл. за бар марки Brent) нефть длительное время не опускалась ниже 95 долл. за бочку. Так было до середины ноября. Тогда из-за введенных Пекином карантинных ограничений инвесторы усомнились в возобновлении спроса на топливо в Китае, что спровоцировало резкое падение цены на нефть марки Brent до 85 долл. за баррель.
Мировые цены на нефть влияют на стоимость топлива для конечных потребителей. Правда происходит это не сразу, а примерно через месяц. В начале марта 2023 года стоимость эталонной марки нефти опускалась до 70 долл. за барр, а сейчас она стоит около 76 долл. за барр.
«Считалось, что эмбарго с 5 февраля приведёт к дефициту нефтепродуктов по меньшей мере на рынке Европы. Именно на эту дату ожидалось увеличение спроса. Впрочем, этого не произошло ни в Европе, ни в мире в целом. Результат — нефтяные котировки пошли вниз. Это привело сначала к снижению цен на нефтепродукты в Европе, а впоследствии – и у нас», – объясняет эксперт Геннадий Рябцев.
По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, санкции создали россиянам существенные проблемы с реализацией нефтепродуктов:
«Они дисконтируют на 20-25 % от рынка. Понятно, что это влечёт и рынок нероссийских товаров. Поэтому цены падают, это и до нас доходит».
«Из-за эмбарго в россии простаивает почти половина агрегатов и установок нефтеперерабатывающей промышленности, поэтому они готовы продавать горючее за бесценок», – констатирует глава «Укрнафты» Сергей Корецкий.
Существенное падение цен с начала 2023 показал и автомобильный газ. Средняя стоимость литра сжиженного газа с января снизилась свыше 7 грн до 22 грн за л, то есть на свыше 30 % за несколько месяцев. При этом ряд сетей АЗС выставил ценники ниже 20 грн за л. Наименьшая стоимость – 19,1 грн/л – зафиксирована на одной из станций сети «Авиас» группы «Приват» в Чернигове. Ниже 20 грн. автомобильный газ можно найти в отдельных сетях Винницкой, Волынской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областей. Причина такого падения, говорят участники рынка, – российский ресурс, который, несмотря на войну, продолжает поступать в Украину.
«Доля поставок автогаза, имеющая признаки содержания российского ресурса, активно растет с июня 2022 года, а в феврале 2023 года превысила 50 % общих объёмов импорта», – отмечают в консалтинговой группе «А-95». Основные страны, откуда поступает сомнительный автогаз — Литва, Латвия и Польша.
«Ситуация на рынке автогаза критическая. Скидки на российское топливо достигают 30 %. Такой демпинг делает невозможным импорт нероссийского ресурса (из стран ЕС). Это может уничтожить диверсифицированную систему поставок и взорвать энергетическую безопасность Украины», – считает аналитик группы «А-95» Сергей Куюн.
По словам Рябцева, пока нет никаких предпосылок для того, чтобы цены на топливо в украинских АЗС начали расти. По крайней мере, в перспективе нескольких ближайших недель. Есть ли потенциал для продолжения их понижения? Эксперты не исключают такой возможности.
«С начала года мы видели стремительное падение цен. Пока есть потенциал для снижения ещё до 2 гривен на литре бензина. Новые оптовые партии, которые предлагаются на рынке, позволяют снижать цены в будущем», – считает Сергей Куюн.
Раньше прогноз экспертов об изменении цен на топливо Информатор давал здесь.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.