Юристы обратили внимание на то, что перечень гарантий закрепленных в законодательстве достаточно широк и создает впечатление надлежащей социальной защиты работников в сфере образования, но на практике ситуация совсем другая
Преподаватель – одна из важнейших профессий в современном обществе, наряду с этим, в Украине наблюдается кадровый дефицит работников образования, прямо указывающий на низкий уровень социальной защищенности преподавателей. Этот дефицит выявляет разрыв между нормативными гарантиями, закрепленными законом, и реальными условиями труда в образовании. Об этом Информатору рассказал юрист АО "EvrikaLaw" Андрей Шелых.
В целом в соответствии с Законом Украины «Об образовании», преподавательская деятельность - деятельность, направленная на формирование знаний, других компетентностей, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и/или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основе соответствующего трудового или гражданско-правового договора. Статья 57 Закона Украины "Об образовании" предоставляет перечень гарантий, которые государство должно обеспечивать педагогическим и научно-педагогическим работникам:
Следует отметить, что перечень гарантий закрепленных в законодательстве достаточно широк и создает впечатление надлежащей социальной защиты работников в сфере образования. Однако на практике ситуация совсем другая:
"На данный момент в Украине существует достаточное количество нормативно-правовых актов, регулирующих гарантии «педагогов», однако критически необходимо реформировать именно практическое применение таких гарантий, ведь именно такие факторы как заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, сейчас влияют на определенный дефицит кадров, который начинает увеличиваться. В свою очередь повышение социальной защищенности преподавателей будет способствовать привлечению большего количества амбициозных молодых людей и улучшению качества современного украинского образования", - указал Шелых.
Анна Даниэль, адвокатка, управляющая адвокатским бюро "Анны Даниэль", кандидатка юридических наук также обратила внимание на главные проблемы, с которыми сталкиваются учителя. Среди них, низкая заработная плата, пенсионное обеспечение на низком уровне из-за низких заработных плат, дисциплинарная ответственность педагогов – повод для злоупотреблений со стороны администраций, отпуска.
"Кодекс законов о труде Украины регулирует трудовые отношения всех работников, способствуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни работников, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников. Ст. 47 Кодекса законов о труде устанавливает, что за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания: выговор; увольнение. Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Правовая база есть. Однако нужны сильные механизмы контроля за действиями руководства учебного заведения", - отметила Даниэль.
По словам адвокатки, Закон "Об отпусках" устанавливает государственные гарантии права на отпуска работников, определяет условия, продолжительность и порядок предоставления их работникам для восстановления трудоспособности, укрепления здоровья, а также для воспитания детей, удовлетворения собственных жизненно важных потребностей и интересов, всестороннего развития личности. Учителя в Украине имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней, что предусмотрено Законом Украины "Об отпусках".
"Действительно гарантия закреплена законодательно, однако ресурсная реализация минимальна, из-за сверхурочной нагрузки. Как видим, преподаватели в Украине формально обеспечены социальными гарантиями: зарплата, пенсия, больничные, отпуска, социальное страхование, но на практике их уровень часто низкий и нестабильный, особенно в регионах. Из-за этого профессия становится менее привлекательной, что прямо влияет на дефицит кадров, о котором предупреждает МОН относительно отдельных предметов. Обеспечение реальных достойных условий труда и своевременных выплат является ключевым для сохранения квалифицированных педагогов в школах", - подчеркнула Даниэль.
Школы нуждаются в молодых талантливых учителях, иначе уже через пять-десять лет придется реанимировать образовательную систему и это будет если не совсем невозможно, то точно сверхсложной задачей. По статистике, которую приводит глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак, за последние 10 лет общее количество учителей, преподающих отдельные предметы, упало с 284 074 до 227 832, то есть на 19,7%. Причем количество учителей в возрасте до 30 лет уменьшилось катастрофически – с 48 953 до 22 045, то есть более чем вдвое. Количество учителей до 40 упало тоже с 61 872 до 49 005 или на 20% - относительно стабильными остались возрастные категории 51-54 года, 55-60, а более 60 даже немного возросло. Доля учителей без категории (это по большинству молодые люди, которым есть куда расти) за 10 лет снизилась в полтора раза – с 12 до 8%. При этом доля специалистов высшей категории выросла на 10% – до 47%.
"Вывод один: зарплатная политика должна стимулировать молодых людей, обеспечивать им достойную оплату труда и уверенность в завтрашнем дне. Причем это нужно делать не в течение 10-20 лет, когда молодой учитель уже не раз успеет разочароваться в профессии и уйдет из учебного заведения, а прямо сейчас, с первого дня его работы. В противном случае, когда старшее поколение покинет школу, не будет никого им взамен", - акцентировал Бабак.
По запросу издания The Page, МОН предоставило информацию о количестве недостающих в системе педагогов. Также в школах не хватает учителей украинского языка и литературы, физкультуры, истории и физики.