Чтобы перейти на полноценную электронную переписку, нужно добровольно подать специальное заявление по форме J/F1391602
Отправили письмо в налоговую через Электронный кабинет и ждете ответа? А вы уверены, что ваше обращение официально зарегистрировано? Если документ не прошел регистрацию в системе ГНС, контролирующий орган имеет право его проигнорировать. Адвокат Богдан Янкив рассказывает, как правильно переписываться с налоговой через электронный кабинет, как проверить доставку и заставить налоговую соблюдать сроки ответа.
"Многие плательщики ошибочно считают, что если они подают декларации электронно, то автоматически перешли на полноценную электронную переписку с налоговой. На самом деле это две совершенно разные процедуры с разными юридическими последствиями", - говорит Богдан Янкив.
Когда вы впервые подписали электронный отчет (декларацию), вы автоматически подтвердили согласие на электронный документооборот исключительно для отчетности. Никаких дополнительных заявлений подавать не нужно. Это базовый стандарт, работающий по умолчанию.
Полноценная электронная переписка означает, что вы согласны получать через Электронный кабинет все без исключения официальные документы от налоговой:
Чтобы перейти на полноценную электронную переписку, нужно добровольно подать специальное заявление по форме J/F1391602. Это ваше официальное согласие на то, что все документы от налоговой будут поступать исключительно в Е-кабинет.
"Критически важно: После подачи этого заявления документ, отправленный налоговой в Электронный кабинет, автоматически считается врученным. Датой вручения становится дата по квитанции о доставке, которую система генерирует автоматически. И именно с этого момента начинается отсчет всех сроков: на ответ, на обжалование, на подготовку к проверке", - подчеркивает Богдан.
"Это ваше законное право. Просто не подавайте заявление J/F1391602. В таком случае юридическая сила будет иметь исключительно документы, врученные вам на бумаге — лично в руки или почтой. И только с даты бумажного вручения начнут считаться сроки", - говорит Богдан Янкив.
При этом вы по-прежнему можете:
"Некоторые налоговые инспекции ссылаются на нормы НКУ о военном положении и присылают документы в Е-кабинет даже без вашего заявления J/F1391602, считая их врученными. Судебная практика здесь неоднозначна: часть судов поддерживает налоговиков, другая — плательщиков. Поэтому всегда контролируйте входные документы в кабинете Янков.
Независимо от того, подали ли вы заявление J/F1391602 или нет, вы всегда имеете право отправить свой налоговый документ через Электронный кабинет. Контролирующий орган обязан его принять.
Шаг 1: Подготовка документа. Отсканируйте документ в формате PDF. Ограничение размер файла не более 5 МБ.
Шаг 2: Наполнение реквизитов. Зайдите в частную часть Электронного кабинета → раздел “Переписка с ДПС”. Заполните обязательные поля:
Шаг 3: Подписание и отправка. Наложите свою квалифицированную электронную подпись на документ. Система проверит подпись и разрешит отправить письмо.