UA

В Украине весной могут подняться цены на бензин — в чём причина

Читати українською

Но катастрофической нехватки бензина и дизельного топлива не ожидается

Читати українською
В Украине весной могут подняться цены на бензин — в чём причина
Эксперт топливного рынка и директор ООО консалтинговая группа «А-95» Сергей Куюн

Но катастрофической нехватки бензина и дизельного топлива не ожидается

В марте-апреле 2023 года в Украине могут вырасти цены на топливо из-за того, что текущие запасы будут заканчиваться, а новые объёмы нужно будет поставлять из Европы. В то же время катастрофической нехватки бензина, ДП (дизельного горючего) не ожидается.

Об этом рассказал эксперт топливного рынка и директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн в интервью «Обозревателю».

Возможно ли подорожание горючего в ближайшие месяцы?

Сергей Куюн считает, что ситуация будет в этом году очень турбулентной потому, что мировой рынок в результате войны в Украине трансформируется так, как никогда не трансформировался. Практически идет замещение русских размеров на остальные, это перестройка и логистических цепей, и ресурсной базы.

«Украина и украинцы просто заставили всю планету вращаться в обратном направлении. И если бы мне кто-то сказал, что Европа за год откажется от российской нефти и нефтепродуктов, я бы не поверил. Если бы это было в январе прошлого года, это было бы невозможно. Такого никто не мог себе представить. Впрочем, мы это видим. Эмбарго на нефть стартовало с 5 декабря, а 5 февраля начнёт действовать эмбарго на российские нефтепродукты и, конечно, это просто революционные события. Европе придётся найти новые источники снабжения, они уже прослеживаются. Это, прежде всего, Азия – Китай, Индия, а также арабские страны – Кувейт, Саудовская Аравия», – говорит эксперт.

Со своей стороны, на российские нефтепродукты и нефть тоже будут искать рынки сбыта, потому что для них это очень важная статья доходов бюджета. Эти потоки будут переориентироваться с Запада на Восток. Соответственно, эта вся перестройка всегда сопровождается турбулентностью.

«Есть очень много рисков, что где-то сразу не заработает, где-то чего-то не будет, соответственно, это создает риски колебания цен. Поэтому, думаю, основные события развернутся в марте-апреле, когда поток российских нефтепродуктов прекратится и, соответственно, начнутся поиски, а точнее, реализация этих новых поставок. Насколько она будет удачной, своевременной, это сейчас никто не может сказать. Но речь идёт об очень больших объёмах. Это миллионы тонн в месяц, которые нужно найти и привезти в Европу прямо из других уголков мира. Я не исключаю, что может быть рост цен. Это все предполагают. И тем более, буквально сегодня мировые информагентства пишут и обращают внимание на то, что возрождается экономика Китая после локдаунов, которые были там много лет. В общем, мировая экономика, например, аэроперевозки и прочее, растут, начинают расти. Это всё будет нуждаться в большем топливе, больше нефти. Соответственно это спрос, а он всегда провоцирует цены», – говорит Сергей Куюн.

Следует ли ожидать подорожания топлива в начале февраля?

К началу эмбарго на российские нефтепродукты с 5 февраля все подготовились. Украинские заправочные сети залиты горючим где-то на ближайший месяц. Оперативные январские поставки очень велики.

«Мы накапливаем горючее, и то же делают европейцы, принимая и закупая и российское горючее, пока оно еще не запрещено. При этом январь и февраль – месяцы минимального потребления, мы их пройдем, я уверен, вообще без каких-либо проблем. А вот в марте, когда уже эти запасы начнут иссякать и надо будет новые поставки делать, поступят ли те поставки, все ли они поступят, своевременно ли они поступят, какая будет на них цена? Вот здесь уже будет больше всего вопросов. Считаю, это будет ближе к апрелю, начнутся какие-то события», – говорит Сергей Куюн.

Следует ли ожидать дефицита горючего?

На рынке возникали дискомфорты и раньше, и погодные условия на это влияют, и политическая ситуация. Но я просто не верю в то, что Европа не купит себе то же дизтопливо, просто в это не верю. И они это доказали на примере рынка с природным газом, от которого зависимость от россии колоссальна. Да, они смогли этот дефицитный ресурс заместить полностью. Я уверен, что они дадут просто больше денег, это будет немного дороже, ну, может быть, на 10 % дороже, например, за счёт фрахта, потому что далеко везти очень. Но я не верю, что заправки будут просто стоять», – говорит Сергей Куюн.

Нефтяное эмбарго

Европа готовится ко второй волне эмбарго на российскую нефть, которое заработает с 5 февраля. Оно подразумевает отказ от импорта всех российских нефтепродуктов. Ситуация на рынке горючего достаточно напряжённая. Поскольку Украина стала частью рынка горючего Европы, ей тоже нужно готовиться к возможной «турбулентности».

Германия обнулила российский энергетический импорт. Но теперь национализированный властями НПЗ «Роснефти» в городе Шведт в январе будет загружен на 50 %, а что будет в феврале, ещё неизвестно. Это влияет и на другие страны. К примеру, Польшу, которая «закрывает» свои западные регионы именно германским дизелем. Всё больше внимания будет приковано к перевалочному комплексу Baltchem в Щецине, что почти на границе с Германией. Как недавно выяснилось, его летом приобрела украинская компания «Укрпалетсистем», известная также как UPG. Сейчас перевалка работает исключительно на украинский рынок, обеспечив в декабре 65 тысяч тонн ДТ, или 10 % общего импорта.

Что будет с ценами на топливо в Украине в 2023 году

Цены на бензин  зависят в основном от цен на европейском рынке и курс гривны. При этом прогноз относительно стоимости горючего на этот год достаточно оптимистичен. Поскольку собственно производство в Украине почти полностью уничтожено из-за вражеских обстрелов, страна зависит исключительно от импорта из Европы. При этом дефицит не ожидается.

Напомним, в Украине решили вернуть акцизы на горючее.

Кроме того, украинское водительское удостоверение адаптировали к документам ЕС.

Также Информатор писал, почему дешевеет нефть.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.