Горючее в Украине может подорожать на 1,5-2 грн
Депутаты хотят стабилизировать и улучшить ситуацию с горючим в Украине. Но их предложения могут, во-первых, увеличить риски повторения дефицита, а во-вторых, поднять на 1,5-2 грн. цену на литр горючего.
Что не так с идеей введения обязательных минимальных запасов, The Page рассказал Дмитрий Веремиев, СЕО сети АЗС VST. С началом войны для украинского рынка горючего наступили непростые времена. Ситуация нестабильная, но контролируемая. Политики считают необходимым принять решения, призванные улучшить состояние этого рыночного сегмента.
В мае Комитет ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рассмотрел законопроект №9024 о формировании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (МЗНН) в Украине. Согласно этому документу, соответствующий запас будет создаваться в результате ежегодного накопительного перечисления всеми участниками 3% долей от предлагаемого ими на рынке горючего.
Действительно, на первый взгляд, предлагаемые изменения могут навести порядок на рынке, ведь теневые объемы продаж исчезнут. Не считая того, разумеется, что в долгосрочной перспективе эти нововведения будут способствовать монополизации рынка. Малые трейдеры покинут рынок, поэтому большие сети нарастят объемы собственных продаж за счет увеличения количества клиентов. Почему это произойдет? Ответ довольно прост. У маленьких игроков нет достаточных оборотных средств. Обычно они берут задаток у заказчика, покупают определенное количество бензовозов, доставляют топливо и получают свою маржу. Свободных средств на закупку горючего и оплату его хранения на нефтебазе другого игрока у них нет.
В военных условиях стране нужна бесперебойная поставка топлива. Как помним, в прошлом году с этим помогли маленькие поставщики. Вытеснение этих игроков с рынка увеличит риски повторения дефицита.
Для среднего бизнеса возможность создать запасы на уровне 3% от годового оборота компании вполне реальна, но его представители непременно столкнутся с рисками безопасности и цен. Не следует забывать, что горючее – это биржевой товар, его стоимость не статична. В случае проседания цен продать большие запасы баз без финансовых потерь для бизнеса будет невозможно. Очевидно, что риски будут переведены на конечного потребителя, а это плюс 1,5-2 грн на литр горючего минимума.
Кроме того, решение заставить бизнес хранить большие запасы топлива на нефтебазах, когда по ним летят ракеты, кажется сомнительным. Слишком велика вероятность потери этих запасов, а с ними и денег, которые уже никто не вернет.
Также не стоит забывать, что в Украине достаточно хорошо развита инфраструктура для сохранения запасов дизельного топлива и бензина, для автогаза таких условий нет, что может вызвать дополнительные проблемы. И хотя законопроект предусматривает замену запасов газа бензином, процедура неясна, схема практического применения не разработана.
Бесспорно, идея введения обязательных минимальных запасов имеет рациональные корни, но ее реализация целесообразна после войны. Сегодня же все это больше похоже на закладку дополнительного рычага административного влияния на бизнес.
Напомним, что топливный рынок — это рынок биржевых товаров, ценовые колебания для него являются нормой. Изменения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения вполне возможны.
Вряд ли произойдет масштабный дефицит топлива в стране, самые сложные времена уже позади. А вот перебои на локальном уровне вполне возможны. Их могут вызвать, например, краткосрочные срывы поставок по любому направлению из-за различных проблем (погодные условия в европейских портах, нестыковка в графиках ремонтов НПЗ и т.п.).
Современное состояние рынка горючего и логистические возможности в Украине позволяют организовать стабильное обеспечение нефтепродуктами. С победой в войне, когда начнется активное восстановление экономики, возможны определенные логистические проблемы, но будем надеяться, что морские порты на тот момент уже заработают, и дефицита горючего не будет.
Сегодня цены в основном зависят от состояния мировой экономики и котировок на мировых рынках, а не от логистики. Сейчас мы наблюдаем постепенное снижение ставок, и на внутреннем рынке цены на топливо постепенно снижаются.
Вполне вероятно повторение кризисных явлений в мировой экономике, происходивших в 2008, 2014 или 2020 годах. Тогда они приводили к стремительному падению котировок на нефтепродукты и цены на топливо существенно уменьшались. Возможно, скоро и Украину будет ждать подобное событие.
Напомним, сети автозаправочных станций (АЗС) планируют повысить цены на топливо, ведь с 1 июля вернутся довоенные налоги на топливо. Согласно сообщению основателя группы "Прайм" Дмитрия Леушкина, рост цен связан с возвратом 20% НДС на акциз на бензин, действовавший до войны.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.