Сделали парк в Днепре, на очереди - фортификации Харьковщины: за оборонительные сооружения взялся президент яхт-клуба Січ

Фирма семьи известна в Днепре бизнесмена Вячеслава Дидыка, который создал одну из самых известных зеленых зон в Днепре, Яхт-клуб Січ, и намывает на реке искусственные острова, теперь займется строительством фортификационных сооружений. За это фирма СТРОЙ ЮА получит из бюджета 325 млн. грн.

Яхт-клуб Січь и фортификационные сооружения
Яхт-клуб Січ в Днепре и укрепление для военных. Коллаж: Информатор

В Харьковской области с начала мая продолжается наступление россиян. Бои идут в приграничье. Активисты, политики, журналисты, военные упрекают главу Харьковской обладминистрации Олега Синегубова в том, что пока далеко не все укрепления готовы, часть заброшена и не завершена. Впрочем, удивляет выбор некоторых подрядчиков Харьковской ОВА. Ранее Информатор сообщал: заказы более чем на миллиард гривен получили подрядчики, связанные с гражданами России. А теперь за 325 млн грн часть укреплений на Харьковщине построит фирма владельца яхт-клуба из Днепра.

Мы также писали, что древесину для укреплений решили приобрести в фирм с признаками фиктивности, принадлежащих продавщице из наливайки и вору бутылки Jack Daniels из супермаркета. 

По словам руководителя Харьковской области Олега Синегубова, активное строительство укреплений в Харьковской области началось только в марте 2024 года. Соответственно к моменту российского наступления лишь небольшая часть из них была готова. Однако сделки заключены и ведутся работы. Однако некоторые объекты будут строить до конца января 2025 года.

На строительство фортификационных оборонных сооружений и закупку необходимых для этого материалов Харьковская ОВА и Служба восстановления и развития инфраструктуры Харьковской области (бывшая – Служба автодорог области) потратят свыше 9,7 млрд грн. От областной администрации соглашения на строительство фортификационных сооружений заключает Департамент ЖКХ и ТЭК Харьковской ОГА без проведения тендеров – он находит подрядчиков и поручает им работу. А детали таких сделок засекречены.

Мы уже писали, что из этой суммы близко 3,6 млрд грн получит крупнейшая строительная компания Харькова – Жилстрой-1, пользующаяся поддержкой мэрии областного центра. Еще свыше 1,03 млрд грн получат 2 компании из Харькова, связанные с российскими гражданами и депутатами от ОПЗЖ – ТОВ "Проектний Альянс" и ТОВ "Слобожанська будівельна компанія 1". Но есть и более мелкие компании не с таким огромным опытом. Одна из таких компаний из Днепропетровской области и попала в наше поле зрения.

В общей сложности 15 контрактов на строительство фортификационных сооружений достались ООО «Строй ЮА» из Кривого Рога Днепропетровской области. Цена вопроса – 325 млн грн. В 2023 году фирма выполняла лишь небольшие тендеры на 116 тыс. грн. в целом, пока ей не доверилась Харьковская ОВА. А именно в прошлом году «Строй ЮА» предоставляла автогрейдер для проведения дорожных работ в сельских населенных пунктах рядом с Кривым Рогом.

Кто владельцы фирмы

Собственница – Виктория Дидык из Днепра. Это родственница основателя яхт-клуба «Січь» в Днепре Вячеслава Дидыка. Он создал одну из самых лучших зон отдыха в городе. Здесь и высажены и подстрижены красиво газоны, деревья, искусственно намытые на воде полуострова, домики на побережье с рестораном и кафе, милые животные и птицы. На видео ниже можно посмотреть, как это выглядит (или в репортаже Информатора):

Однако отдельные журналисты обвиняют Дидыка в самовольном занятии части территорий города и проведении строительных работ возле реки Днепр без необходимых разрешений на ж/м Победа, изменение рельефа (что может быть вредным для экосистемы реки). Критикуют за строительство домиков на воде и опасаются, что рано или поздно территория, где любят гулять горожане, станет закрытой. Хотя сам Вячеслав Дидык отмечал, что он создал зеленую зону в Днепре для горожан и для себя.

Президент яхт-клуба
Президент яхт-клуба "Січ" Вячеслав Дидык. Фото: Общественное Днепр

В 2014 году жители одной из улиц в пригороде Днепра обвиняли бизнесмена в том, что он как их сосед якобы предлагал им выкупить их земельные участки. А после их отказа у них начались проблемы, устрашения, нападения, в дело даже вмешивался народный депутат Виталий Куприй, но тщетно. Чем это кончилось – неизвестно, но с тех пор история в СМИ не попадала.

В 2024 году фирма бизнесмена начала использовать строительный мусор для создания насыпей на Днепре для продолжения изменений на физической карте города – для создания искусственных полуостровов. Отдельные жители Днепра обвиняли бизнесмена в том, что он якобы вывозил строительный мусор из разрушенного жилого дома по ул. Набережной Победы, 118 (который россияне практически уничтожили своей ракетой 13 января 2023 и убили 46 человек) и сбрасывал его в реку Днепр для расширения территории, занимающей яхт-клуб. Вячеслав Дидык отверг эти обвинения и подчеркнул, что битый кирпич и черепицу для наполнения используют после рытья котлованов на стройках, также используют бетон и глину, землю и песок.

Какой опыт имеет компания по строительству фортификаций

Директор «Строй ЮА» – Александр Щука из Кривого Рога. А председатель наблюдательного совета – Вячеслав Дидык из Днепра. Фирма принимала участие в тендерах на реконструкцию школы в Циркунах Харьковской области на 138 млн грн и на реконструкцию свалки в Подгорцах под Киевом за 692,3 млн. грн. в 2023 году. Однако в обоих случаях почему-то вовремя не предоставила полный пакет документов, так что выиграть и не смогла бы.

Фирма с 2017 года имеет миллионные доходы (не от государства), а существует с 2013 года: в 2018 году – более 100 млн грн, в 2019 году – более 150 млн грн, в 2020 году – 344,11 млн грн, в 2021 году – 270,94 млн грн, в 2022 году – 204,23 млн грн, в 2023 году – 199,26 млн грн. Основной вид деятельности – строительство трубопроводов. На созданном в 2023 году сайте «Строй ЮА» почему-то написано, что компанию основали в 2022 году (а не в 2013 году) и пишут о таких выполненных проектах (в общей сложности – более 765):

  • монтаж пульпопроводов разных диаметров в цехе Шламного хозяйства ГОК ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) - бывший завод "Криворожсталь", принадлежащий семье индийского миллиардера Лакшми Миттала;
  • монтаж водоводов и теплотрасс с комплексным запуском их в эксплуатацию;
  • капремонт основных фондов Агломерационного цеха №1 АМКР;
  • реконструкции хвостохранилищ «Объединенное» и «Миролюбовка» на АМКР;
  • строительство ограждающей дамбы в Днепропетровске (хотя город переименовали в 2016 году).

Строительство укреплений в Харьковской области

Основатель спецподразделения Kraken Главного управления разведки Минобороны Украины Константин Немичев заявил, что фортификационные постройки в Харьковской области начали строить за несколько месяцев до начала наступления армии РФ. Немичев напомнил, что территория Харьковщины у границ с Россией была освобождена от россиян еще осенью 2022 года, имея в виду этим, что у властей было достаточно времени для подготовки фортификаций.

"Руководителей, которые подписывали акт приема фортификаций - сняли. Вопрос - накажут, или как всегда? Я бы давал, как минимум, государственную измену!", - написал он.

Глава Харьковской ОВА Олег Синегубов рассказал, что третью линию обороны в Харьковской области, за которую отвечает его администрация, начали строить примерно за 10 недель до наступления РФ на область - с 1 марта. До этого было постановление, контракты и другие бюрократические процедуры. Глава области также пояснил, что эти фортификационные сооружения отличались от возводимых в предыдущих годах.

"Раньше мы делали ходы сообщения, однако не должны их обустраивать до захода войск (просто копали траншеи, не перекрывая их деревом – УП). Потому что древесина портится под влиянием погодных условий. Однако новые фортификации предусматривали и обустройство ходов сообщений, и определенную технологию, видимо дерево, размер и т.д. После того мы должны получить карты-схемы - это обозначение того, где на местности нужно построить то или иное фортификационное сооружение - взводный опорный пункт (ВОП), противотанковый ров, тетраэдры, невзрывные заграждения и т.д.", - сказал он.

Строительство фортификационных построек на севере Харьковской области действительно могли провалить. Это подтвердил OSINT-проект DeepState, показавший снимки с незавершенными укреплениями. В частности, в населенном пункте Липцы, куда украинские защитники всеми силами стараются не пропустить врага. Несмотря на это, в сети продолжают называть заявления о сложной ситуации с оборонными сооружениями изменой и ИПСО, обвиняя тех, кто об этом говорит, в работе на враждебную пропаганду. Украинский военный Денис Ярославский заявил, что первой линии укрепления и мин в районе Волчанска "вообще не было".

Глава администрации Волчанска Тамаз Гамбарашвили 13 мая неоднозначно заявил, что фортификационные сооружения были своевременно построены, но добавил, что работу проделали "не так плотно". А глава Харьковской ОВА Олег Синегубов говорил, что работы происходили, но из-за обстрелов пограничной службы было потеряно много техники и погибли четыре строителя, еще 15 человек были ранены. Генерал Александр Яковец заявлял, что лучшие инженерно-фортификационные сооружения - в 17-35 километрах от линии фронта, а вот на первом рубеже (1,5-6 км) их должны строить сами военные - поэтому и Волчанск был ненадежно укреплен.

При том что Харьковская ОВА выделила более 8 млрд грн на строительство укреплений, заметная часть средств достанется сомнительным или вообще фиктивным компаниям без опыта. Ранее Информатор опубликовал статью под названием Самые большие заказы на древесину для фортификаций на Харьковщине получили алкоголичка и продавщица из наливайки, в которой подробно проанализировал растраты на приобретение древесины для укреплений на Харьковской ОВА. Также о фирме из Харькова, которая получит 3,6 млрд на строительство укреплений читайте здесь. А о связанных с россиянами фирмах, которые получат более 1 млрд грн на строительство сооружений для обороны в Харьковской области - читайте здесь

Мы рассказывали, что уголовное производство по завышению цен при покупке древесины для строительства фортификационных сооружений в Харьковской области открыли еще в феврале 2024 года. Цену накручивали, прикрываясь расходами на логистику. 21 мая СБУ получила доступ ко всем документам по закупкам древесины. А еще НАБУ подозревает, что при закупке изделий из проволоки одна из фирм завысила цены на 27 млн ​​грн, соответственно эти деньги могли быть присвоены.

В Верховной Раде Украины после скандалов создали временную следственную комиссию (ВСК) по расследованию ситуации со строительством фортификационных оборонительных сооружений. Нардеп Ярослав Юрчишин заявил, что создание ВСК напрямую связано с ситуацией в Харьковской области. По его словам, соответствующее предложение "было раньше", однако "проблемы обнаружены там, в том числе расследование "Межі" (антикоррупционный центр. - ред.) дали дополнительный толчок" этому процессу. В полномочия временной следователя входит изучение обстоятельств и некоторых вопросов. В частности, это устройство фортификационных сооружений, инженерных заграждений на линии столкновения и целевого использования средств, выделенных на их обустройство.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube