UA

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше

Читати українською

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше

Читати українською
Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше

За последние месяцы в информационном пространстве Украины распространяется масса фейков, которые генерирует Российская Федерация. Информатор пообщался с руководителем Центра противодействия дезинформации при СНБО Украины Андреем Шаповаловым. Зачем нашей стране понадобился целый центр для борьбы с дезинформацией и удается ли Украине противостоять российской пропаганде.

Какие основные задачи Центра? Ведь в средствах массовой информации часто говорили о том, что в Украине, мол, уже существуют успешные специализированные медиа, которые развенчивают мифы. Зачем ещё Центр при СНБО?

Центр противодействия дезинформации при СНБО создан как элемент системы информационной безопасности Украины. Известно, что за последний год информационной безопасности было уделено столько внимания, сколько, вероятно, не уделялось в течение 30 лет, в том числе в течение 8 лет необъявленной войны. Я возглавил ЦПД около полугода назад, и, откровенно говоря, был удивлён, что в государстве до сих пор не существовало алгоритмов отслеживания и прогнозирования информационных угроз. На информационные атаки реагировали не всегда, а когда реагировали, то реактивно. Это позволяло нашим противникам в определённой степени достигать своих целей, запуская фейки, пропаганду, пренебрежительно говорить об Украине как государстве и т.д.

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше 1

Стратегию информационной безопасности мы с партнёрами из других органов государственной власти подготовили ещё в прошлом году. 28 декабря Президент Украины Владимир Зеленский утвердил его своим Указом.

Любая дезинформационная кампания имеет определённые этапы развёртывания, каналы распространения, чётко ориентированные на целевую аудиторию нарративы и так называемые сети координированного неаутентичного поведения (СКНП) – это ботофермы, работающие с алгоритмами соцсетей, фейковые «эксперты», «общественные активисты», которые финансируются Россией, лидеры общественного мнения, распространяющие абсурдные прогнозы и «аналитику». В этих системах есть «звёзды» – реально существующие публичные люди, и в том числе, к сожалению, политики высочайшего уровня, но гораздо больше – «чернорабочих», технического персонала.

Все это – большая инфраструктура, главной целью которой является создание информационного пузыря вокруг каждого отдельного читателя и трансляция ему определённого набора нарративов, интерпретаций и выводов. Раньше жертвами этих СКНП были ещё и телезрители, но теперь благодаря СНБО телевизионная антиукраинская пропаганда практически полностью маргинализирована. Несколько недель назад Youtube заблокировал аккаунты UkrLive и «Первый независимый», которые были созданы на базе телеканалов 112, ZIK и NewsOne, подвергшихся санкциям СНБО год назад. UkrLive и «Первый независимый» осуществляли ту же деятельность, что и их прародители, – распространяли манипулятивную информацию, фейки и пропаганду. Блокировка этих каналов – результат в том числе нашей работы.

Собственно, задачей ЦПД при СНБО является и мониторинг происходящих событий, и аналитика произошедших ранее событий, и прогнозирование того, что может произойти. Главная задача Центра – работать превентивно, на опережение.

Мы много времени потратили на развитие IТ-инфраструктуры, автоматизацию, и теперь в реальном времени фиксируем модели распространения и месседж-боксы каждого конкретного кейса.

Кроме того, в Украине ещё в прошлом году приступили к развитию системы стратегических коммуникаций. Именно Центр противодействия дезинформации при СНБО как координатор будет помогать органам власти на стратегическом и тактическом уровнях. Поскольку мы имеем возможность видеть развёртывание дезинформационных кампаний на начальных этапах, мы информируем органы государственной власти о том, что по их направлениям начинаются враждебные действия и даём рекомендации, как противодействовать конкретной ситуации. У нас в Центре минимум бюрократии, мы работаем очень быстро и благодаря мощностям СНБО имеем возможность верифицировать любые данные максимально быстро. Фактически мы становимся большим информационным хабом для органов власти на всех уровнях. Со всем уважением к специализированным медиа, но на них в этих вопросах полагаться государство не может, ведь СМИ зависят от источников финансирования, в том числе политических, которые оказывают существенное влияние на их редакционные политики, имеют субъективное отношение к событиям и отдельным лицам. У нас таких рисков нет, ведь мы работаем за деньги налогоплательщиков в интересах всех граждан, независимо от их политических предпочтений. 

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше 2

Осуществляет ли Центр исследовательскую деятельность? По каким направлениям? Можно ли назвать Центр научным ведомством? 

Центр противодействия дезинформации при СНБО не является научным ведомством. Но мы проводим множество исследовательской работы. Центр исследует информационное поле, прежде всего Украины, а также России, стран ЕС, США и т.д. Мы – это люди, которые смотрят украинские и западные телеканалы, осуществляют мониторинг соцсетей и сайтов, следят за информацией на пропагандистских телеканалах Российской Федерации, читают Telegram-каналы ежедневно, осуществляют анализ и прогнозирование. Мы видим полную медиакартину по Украине во всем мире и информируем о ней СНБО. Также Центр отслеживает корреляцию месседжей российской пропаганды с украинскими «оппозиционными СМИ» (корреляция, забегая вперед, очень высока, они действуют синхронно), собираем доказательства языка вражды против Украины для применения в международных судах. Параллельно мы разработали карты распространения вражеской информации, собрали досье и проанализировали архивные публикации, сетки распространения контента так называемых политологов и экспертов, продвигающих в Украине российские нарративы – граждан РФ и Украины. Так же, как мы не являемся учеными, мы не являемся и правоохранительным органом. Поэтому все полезное и интересное, что мы находим, передаем в СБУ. И, к слову, большая часть нашей аналитики подтверждается спецслужбами. 

Мы привыкли считать, что дезинформация – это фейк, но фейк достаточно просто распознать, его можно развенчать. Есть еще и мисинформация, пропаганда, интерпретация… С какими видами и типами дезинформации работает Центр и как? 

Мы работаем со всеми перечисленными форматами и еще с несколькими. В большинстве случаев мы обнаруживаем смесь разных технологий, направленных на повышение уровня доверия к продукту враждебных пропагандистов.

Давайте посмотрим на события в последний месяц – период, когда объем вражеской пропаганды и фейков вырос в десятки раз.

25 января была новость, что якобы телеканал CNN в сюжете назвал Харьков российским городом. Вот это: «Kharkiv, Russia». Это был фейк. Ни один из тех, кто мне его послал, не проверил скриншот «из фейсбука» и «из телеграмм-канала». На CNN никогда не было такого сюжета. Фейковое видео имеет российское происхождение, как и первые публикации, которые впоследствии системно подхватили пророссийские СМИ и опрометчиво – некоторые украинские информационные ресурсы.

За последние три недели РФ и ее сателлиты запустили ряд фейковых сообщений о якобы сбитых украинских беспилотниках на территории Беларуси и временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Цель дезинформации была создать у их населения чувство угрозы со стороны Украины, и тем самым оправдать наращивание военного присутствия РФ на границе с Украиной.

То, что началось в медиаполе после 12 февраля, по интенсивности информационных атак сравнимо только с событиями 2014-2015 годов. За последнюю неделю против Украины было совершено сотню информационных нападений, совершено DDoS-атаки на сайты органов государственной власти Украины и банки с распространением фейков об ограничении работы финучреждений. Призывы к эвакуации с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, записанные за несколько суток до их обнародования и позорные результаты этой «эвакуации» сотен женщин с детьми, которых просто бросили на трассе. Фейк о газопроводе «Дружба», не имеющем к ОРЛО никакого отношения. Видео «перестрелки с украинской ДРГ», записанное и смонтированное за 10 дней до «перестрелки». Обстрел детсада в Станице Луганской, совершённом с территории ОРЛО, и попытки обвинить в этом Украину. Провокационный огонь с территории ОРЛО – вероятно села Паньковка – в сторону Российской Федерации, и снова попытки обвинить Украину.

Фейк об обстреле российского пограничного поста, которого на самом деле не существует, и даже по фотографии вражеской пропаганды он больше похож на заброшенный сельский сарай, а не пограничную заставу. Фейк об «уничтоженных украинских диверсантах», якобы пересекших границу между Украиной и РФ со стороны ОРДО, хотя это физически невозможно. И это далеко не полный перечень «новостей», которые мы наблюдали в последние дни. Российская пропаганда не только соревнуется с Украиной в «интерпретациях» («кто же обстрелял детсад в Станице?»), но просто выдумывает события, которых никогда не было и быть не могло.  

К сожалению, мы должны понимать, что информационное давление будет только усиливаться. Сверхвысокий уровень концентрации фейков требует от общества очень важного навыка – информационной гигиены и правила проверять информацию. Меня очень радует то, что даже в Луганске и Донецке местные жители уже откровенно смеются над российской пропагандой и насмехаются над вожаками террористов, не говоря уже об остальных украинских регионах. 

По какой схеме обычно разворачиваются дезинформационные кампании? 

Нет какого-либо установившегося правила или стандартной схемы.

Часто все начинается с поста в соцсети, иногда даже в российском или белорусском её сегменте, затем начинается разгон ботофермами, в том числе так, чтобы фейк увидели пользователи из Украины. Далее YouTube-каналы, Telegram и Viber-группы. В этой схеме интернет-издание является последним, так сказать, десертом.

Но бывает и наоборот. Первоисточником могут быть и Telegram-каналы, а также российские «медиа». Часто к реализации или разгону фейков (а также интерпретаций – это более тонкий формат) привлечены известные люди, спортсмены, актёры. Они, как известно, также не являются специалистами по политическим или информационным вопросам, и потому часто становятся жертвами пропаганды.

В целом алгоритм развёртывания очень сильно зависит от темы, времени (день недели, время суток и т.д.), политического контекста внутри Украины и за её пределами и множества других факторов.

Кроме того, дезинформационные кампании могут быть рассчитаны на разные сроки, быть тактическими и стратегическими, ориентированными на разные целевые аудитории и т.д. И единственное, что их объединяет – цель. Их целью является дезинформация. 

В одном из своих интервью Вы назвали ситуацию на Донбассе примером масштабной дезинформационной кампании. Работает ли Центр над вопросом противодействия дезинформации на временно оккупированных территориях? Как сейчас можно бороться с дезинформацией на Донбассе и в Крыму? 

Да, я считаю, что вся история временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей – это хрестоматийный пример реализации стратегической, долговременной дезинформационной кампании с огромным бюджетом. Она длится уже около 20 лет, по крайней мере, лично я ее помню именно с 2002-2003 гг. которые вели к победе Януковича для мобилизации электората в восточных регионах.

Тогда Донбасс уже находился в катастрофическом экономическом состоянии, в результате масштабной деградации угольной отрасли в конце 90-х вымирали целые многотысячные города. Очень удобно: сами довели край до упадка, а затем назначили виновными каких-то галичан, от которых уже остались только памятники.

Более 10 лет работали эти технологии – и о том, что «Донбасс грабят», и о «трёх сортах», и о противопоставлении русского и украинского языков. И всё равно – не пошёл Донбасс воевать против Украины, пришлось импортировать Гиркина, танки, ГРАДы, целые боевые части, частные военные компании, назначать на должности совершенно непрофессиональных людей, давать им возможность грабить огромные города и промышленные предприятия, а затем утилизировать всех этих «героев».

Но если вы считаете, что российская пропаганда была таргетирована исключительно на Донбасс или на восток Украины, вы ошибаетесь. Остальные Украины также видели кадры фейкового референдума и нарративы о том, что «Донбасс восстал» (на самом деле нет – это было военное вторжение), и в результате этой дезинформации определённое количество украинцев негативно относились к переселенцам. Всё, что касается войны в Донбассе, с самого начала было дезинформацией российской пропаганды. И то, что мы начали делать в прошлом году – это безопасность Украины, защита её информационного поля от различных атак и провокаций, чтобы молодежь – ни вы, ни ваши дети никогда не оказались в такой ситуации, как мы (например, как я – человек, который был вынужден покинуть родной Луганск).

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше 3

В настоящее время доступ Украины к информационному полю оккупированных территорий Донбасса минимален. Телевизионные сигналы заблокированы почти 8 лет, ключевые интернет-медиа заблокированы, доступ только через глобальные платформы. Мы знаем, что часть жителей смотрят украинские телеканалы через Youtube и Facebook – и мы этот доступ используем. 

Большинство областей Украины – пограничные. Какова ситуация с информационным пространством в областях, граничащих с другими странами? Работает ли Центр над проектами противодействия дезинформации в Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской и Черниговской областях, которые имеют общую границу с Беларусью?

Мы следим за всеми процессами в регионах, и, прежде всего, в пограничных. Украина сейчас находится в ситуации информационного обострения и высоких рисков провокаций, концентрации попыток дезинформации граждан и ближайший месяц будет сложным в политическом и дипломатическом контекстах. Беларусь рассматривается как плацдарм для российских сил и средств, в том числе информационных.

Информационные угрозы не имеют чётких границ, фейки оказывают влияние на множество людей и не ограничиваются отдельными областями. Поэтому призываю всех граждан, и в том числе живущих в приграничных регионах, ориентироваться на официальные сообщения, здравый смысл и критическое мышление.

Депутат Европарламента Сандра Калниете в декабре 2021 года сказала, что были зафиксированы случаи распространения дезинформации государственными учреждениями в Польше и Венгрии. По ее словам, наиболее реалистичный выход из ситуации – это постоянная работа с журналистами. В этом контексте вопрос – с кем сотрудничает Центр?

Случаи дезинформации могут происходить в любых странах. Но есть разные ситуации. Одно дело – техническая ошибка, кто-то не проверил факты. Другое дело – система, умышленные действия. Я не драматизирую ошибки – их можно исправлять. А вот систематические дезинформационные кампании являются проблемным фактором.

Одним из направлений нашей деятельности является работа с журналистами. По крайней мере, их большая часть имеют хотя бы минимальные навыки проверки информации. У серьезных медиа есть определенные алгоритмы и стандарты работы. Да, они также могут допускать проникновение вражеских нарративов и фейков, но мы будем помогать это исправлять.

Но никакие профессиональные стандарты и фактчекинг не могут остановить поток лжи российских федеральных телеканалов и их «младших братьев» в Украине. Поэтому их нужно блокировать технически, что мы собственно и делаем.

Однако сейчас медиа уже не является обязательным посредником между органами государственной власти и людьми, обществом. В соцсетях алгоритмов разоблачения фейков нет (а если есть, они работают очень медленно и несистемно), в мессенджерах Viber и Telegram таких алгоритмов нет вообще.

Поэтому мы ориентируемся на работу не только с журналистами, но и на развитие системы противодействия дезинформации в интернете. Каждый орган власти должен делать это по своему направлению, каждый орган местного самоуправления – на своей территории. Мы будем помогать в рамках информационного хаба.

Откуда поступает дезинформация в Украине? И если в процентах: сколько идет из России, сколько производится в Украине и сколько из других стран?

Я здесь вас не удивлю, большая часть импортируется из РФ и её сателлита – Белоруссии. В Украине распространяются депутатами от принадлежащих им пророссийских сил и медиа, которые они контролируют. Как я уже говорил, неосознанно могут ошибаться и адекватные СМИ.

Кто наиболее склонен к восприятию дезинформации?

Наиболее уязвимые — это люди, не имеющие достаточных навыков информационной гигиены, они читают новости в каких-то Viber-группах и анонимных Telegram-каналах, интересуются «инсайдами» и «сливами», которые придумываются в российских редакциях, реагируют на эмоциональные картинки и заголовки. Именно на них рассчитаны эмоциональные заголовки типа «ГОРЕ!!!!» и подобные. Эти люди очень уязвимы к таргету в соцсетях и на Youtube, участвуют в каких-то тестах, требующих доступа к персональным данным, репостят откровенные фейки.

Российская пропаганда в Украине: что происходит в Украине и чего ждать дальше 4

Среди этой группы очень много людей постарше, которые только учатся пользоваться смартфонами и компьютерами. Это люди, которые считают, что «сказали в новостях» или «написали на сайте» – это автоматически правда, и потому доверяют им безусловно. К тому же, эта возрастная группа поддерживает сильные офлайн-связи между собой, и таргет на одного человека позволяет распространить месседж среди большого количества граждан. И эти люди дисциплинированные избиратели, поэтому на них и направлены такие значительные усилия враждебной пропаганды.

Возраст является важным критерием, но не является ключевым. Ключевой – информационная культура и критическое мышление.

Главным ключом к эффективному распространению фейков является точное попадание в страх или болевые ощущения целевой аудитории. Мы видели многие фейки, которые были сгенерированы, но, что называется, «не заходили», не вызывали эмоциональной реакции, доверия у потребителей.

Людям вообще очень сложно признавать свои ошибки. Неприятно говорить «меня обманули». Поэтому, собственно, вопросы развития критического мышления, навыков проверять любую информацию включены в стратегию информационной безопасности, о которой я уже говорил ранее.

С людьми нужно разговаривать, нужно объяснять. Навыки информационной гигиены нужно воспитывать с детства так же, как и привычку чистить зубы. Чем раньше объяснить принципы верификации информации и критического мышления, тем сложнее людей будет обмануть в будущем. Причем, мало просто говорить правду, надо еще и называть ложь ложью.

Можно ли искоренить дезинформацию?

Нет. Дезинформация так же вечна, как и, собственно, информация. Чем более диджитализированным будет общество, тем большей будет становиться проблема фейков и дезинформации.

Поэтому навыки верификации информации становятся жизненно необходимыми.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.