UA

Пюре в Потсдаме, суп в Лондоне, томатный сок в Гааге: зачем экологические активисты во всем мире портят шедевры живописи?

Пюре в Потсдаме, суп в Лондоне, томатный сок в Гааге: зачем экологические активисты во всем мире портят шедевры живописи?

Читати українською

Миром распространяется новый тренд борьбы за окружающую среду

Читати українською
Пюре в Потсдаме, суп в Лондоне, томатный сок в Гааге: зачем экологические активисты во всем мире портят шедевры живописи?
Миром распространяется новый тренд борьбы за окружающую среду

Миром распространяется новый тренд борьбы за окружающую среду

 

Нападения на произведения искусства – явление не новое, но обычно такие затеи устраивают неадекватные персонажи. В то же время участники последних инцидентов вроде бы психически здоровы. Более того, они считают, что своими перформансами приносят пользу обществу. Почему протестный акционизм приобрел такие странные формы?

Атака на "Девушку с жемчужной серьгой"

Трое граждан Бельгии на этой неделе пытались испортить картину нидерландского художника-живописца Яна Вермера "Девушка с жемчужной серьгой", которая выставлена ​​в гаагском музее "Маурицгейс". Об этом пишет издание NL Times.

Один из активистов приклеил голову к стеклу, за которым находится картина, а второй – руку к стене рядом с ней. На видео показано, как активист выливает на коллегу банку томатного сока.

Что вы чувствуете, когда видите, как что-то прекрасное и бесценное разрушается у вас на глазах? Вы испытываете негодование? Где это чувство, когда планета разрушается на ваших глазах», – кричит участник перформанса.

Картина не пострадала, реставраторы проверили ее состояние. Но часть выставочного зала, где находится картина, временно закроют для посетителей музея. Все трое нападавших арестованы за "публичное насилие над собственностью".

“Мы понимаем климатических активистов, они выступают за сохранение природы. Но мы сохраняем наше культурное наследие и произведения искусства. Эта картина – одна из самых узнаваемых в Нидерландах и стала культурной иконой. Люди едут в Гаагу со всего мира, чтобы увидеть "Девушку с жемчужной сережкой", - заявило руководство музея.

Почему экоактивисты выбрали именно этот музей? Журнал AD отмечает, что ”Маурицгейс” поддерживает нефтяной гигант Shell. Десять лет назад компания пожертвовала 3 миллиона евро на реконструкцию и расширение музея.

Как под копирку

Трудно не заметить, что экологические активисты в последнее время действуют почти по одинаковому сценарию. Так, 23 октября двое мужчин вошли в музей Барберини в Потсдаме и облили картофельным пюре картину Клода Моне "Стропы сена". Затем они также приклеили руки к стене рядом с картиной.

Протестующие заявили, что устроили акцию в ответ на климатическую катастрофу. Картина Моне, подчеркнули они, ничего не стоит, если в будущем людям "придется ссориться из-за еды".

 

"Мы живем в климатической катастрофе. И все, чего вы боитесь, это томатный суп или картофельное пюре на картине. Знаете, чего я боюсь? Я боюсь того, что наука говорит нам, что мы не сможем прокормить наши семьи в 2050 году», – заявил один из них.

Картина картина стоимостью $110 млн не пострадала, поскольку была защищена стеклом. Полиция быстро приехала на место и задержала протестующих.

Несколькими днями ранее схожий инцидент произошел в Лондонской национальной галерее, где юные экологи облили супом гаспачо картину Ван Гога "Подсолнухи" и приклеили себя к стене. Об этом сообщило издание SkyNews. Таким образом, парочка 20-летних хулиганов протестовала против продолжения добычи углеводородов в Великобритании и роста цен на продовольствие. К счастью, картина, стоимость которой на сегодняшний день составляет $84,2 млн, тоже не понесла вреда. В то же время, английским экондалам придется ответить перед судом, заседание которого назначено на 13 декабря.

Тонкая грань между протестом и вандализмом

Наблюдатели отмечают, что все это не разрозненные действия калькирующих друг друга активистов. И в Лондоне, и в Берлине, и в Гааге участники акций выкрикивали те же лозунги: мол, возможность питаться для людей важнее, чем возможность любоваться произведениями искусства. А для того чтобы гарантированно привлечь внимание к проблеме, которую они поднимают, выбрали для этого известные музеи и знакомые каждому картины.

Причем приклеивание рук – давно испытанный для этого способ. Ранее в шотландском Глазго активисты приклеивали свои руки к раме картины художника Горацио Маккалоха "В горах мое сердце", в Лондоне - к работе Винсента Ван Гога "Цветущие персиковые деревья", во Флоренции - к знаменитой "Весенне" Боттичелли, в Дрездене - к " Сикстинской мадонны Рафаэля, во Франкфурте-на-Майне – к картине Николя Пуссена, а в Берлине – произведению Лукаса Кранаха.

Как правило, активисты приходят в музеи с группой поддержки, в которой есть операторы и фотографы. Что говорит об очевидном стремлении получить максимальное освещение акции в СМИ. Сами картины акционеры не портят. Тонкая грань между протестом и вандализмом ради ругательств ни разу еще не была пересечена. Однако директор Государственного художественного собрания Дрездена Марион Аккерман в интервью MDR отмечает: “Это может привлечь подражателей, которые в следующий раз могут действительно повредить картину. Не думаю, что это верно”.

Протест как искусство

На фоне всеобщего возмущения действиями эковандалов нашлись и те, кто их поддерживает, пишет Bild. Например, Джессика Кордуни (Jessica Kordouni), член Совета по телерадиовещанию NDR, написала в твиттере: “Картофельное пюре и томатный суп – это абсолютное искусство. Моне и Ван Гогу понравился бы этот протест. Так же одобрил действия активистов и Озден Терли (Özden Terli), метеоролог и ведущий одного из немецких телеканалов: "Если бы это сделал художник, это была бы акция".

Однако большинство людей считают, что произведения искусства являются культурным наследием всего человечества, а не просто узнаваемой картинкой в ​​соцсетях, на которой можно устроить хайп. Может быть, экоактивистам стоит вернуться к своим привычным локациям и, оставив музеи в покое, устраивать протесты на улицах?

Как ранее сообщал Информатор, в курортном городе Алания в Турции во время фестивалей искусства поставили скульптуру с «русским» Крымом. Автором скульптуры оказалась гражданка российской федерации.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

Ольга Черная

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.