Психологические 30 гривен за литр: почему будет расти цена на бензин в Украине

Разобрались, что не так с госрегулированием цен на топливо в Украине

Психологические 30 гривен за литр: почему будет расти цена на бензин в Украине

Президенту Владимиру Зеленскому срочно нужны высокие рейтинги, и ради них на этой неделе заменят трех министров. Но, чтобы быть еще ближе к народу, правительство до конца карантина взялось регулировать цены на бензин. Когда карантин закончится – неизвестно, но времени разбираться в тонкостях топливного рынка почему-то не нашлось. А зря – это может привести к негативным последствиям в 22 миллиарда гривен убытков.

С приходом к власти команды Зеленского, разговоры о ценах на топливо и борьбе с нелегальными АЗС происходят часто. Помните, как бывший премьер Алексей Гончарук поручил за две недели закрыть все нелегальные АЗС? На борьбу были брошены силы Государственной фискальной службы, правоохранителей и органов контроля.

«Все АЗС будут работать по лицензиям либо не будут работать вообще. Правительство борется с нелегальными рынками, в частности. с теневым оборотом горючего, - говорил Гончарук. - Дал поручение … до 9 января 2020 года решить эту проблему».

Итоги подвели: закрыли около 500 «теневых» автозаправочных станций, из которых более 100 были демонтированы, а топливо арестовано. Но победить эту «гидру» не удалось.

Почему? Принцип простой: чем больше рынок нелегальной продажи топлива, тем чаще делают торговую наценку официальные сети АЗС, чтобы компенсировать утекающую из-за «нелегалов» прибыль. Подписывая меморандум 2 апреля этого года, Кабмин взял обязательство побороть теневой рынок взамен на снижение цен на АЗС.

Эксперимент продлился месяц – до мая, когда цены на топливо снова поползли вверх. Конечно, странно было бы рассчитывать, что за несколько недель удастся победить нелегальный рынок с оборотом больше 20 млрд грн в год. Но в правительстве решили, что народу нужна показательная борьба со злом, и решили приравнять бензин к хлебу – ввести госрегулирование цен на топливо.

Что придумали

11 мая 2021 года Кабмин отнес дизельное топливо и бензины марок А-92 и А-95 в перечень товаров, которые имеют существенную социальную значимость. По новым правилам, сети АЗС должны за 20 дней предупреждать правительство об увеличении цены на 1% и более. Но уже 14 мая Кабмин решился на госрегулирование цен на топливо.

О чем там написано? На время действия карантина, сети АЗС смогут устанавливать ограниченную наценку: не более 7 грн - для дизтоплива и 5 грн - для бензина.

«Введение правительством предельных торговых надбавок на топливо — это вынужденная и временная мера на период карантина. Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях», – процитировала пресс-служба главу Минэкономики Игоря Петрашко.

«Правительство за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но в то же время правительство должно защитить простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования», - добавил Петрашко.

Но тут есть два момента. Первый: цены на большинстве заправочных станций и так были не выше, чем установил Кабмин. «Подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне», – сказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. 

Исключение составили лишь 14% автозаправочных станций из 1000 АЗС, которые преимущественно приходятся на сети OKKO, WOG, Socar и Shell. Эти заправки торгуют топливом премиум сегмента, но и там, по словам Куюна, реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ со скидками 2,5-3 грн/л.

Ценовая политика АЗС

Данные Консалтинговой группы «А-95»

Через несколько дней после решения Кабмина, OKKO, WOG, Socar и Shell заявили о прекращении торговли топливом класса премиум. Реакция была быстрой: Минэкономики в воскресенье, 16 мая, разъяснило, что «брендовое премиальное топливо» не подпадает под госрегулирование. Хотя это не так. 

Из решения Кабмина

Данные Консалтинговой группы «А-95»

На это операторы АЗС ответили симметрично: 17 мая возобновилась продажа премиальных видов горючего. Правда, разъяснение министерства создало лазейку для обхода норм о госрегулировании, которой могут воспользоваться все станции.

Вог возобновляет продажи топлива

Второй фактор: участники рынка считают, что в мае на цены “надавит” дефицит дизельного топлива и сжиженного газа. Его могут спровоцировать неопределенность с новым поставщиком «Роснефти» и остановка в мае на плановый ремонт Мозырского НПЗ - ключевого белорусского поставщика топлива в Украине. 

Чем это грозит

По новым правилам, средняя стоимость дизеля и бензина определяется Минэкономики на основании расчетов НАК «Нафтогаз Украины», проведенных на основании данных Platts CIF NWE за предыдущую декаду, сумм таможенных платежей (акцизный налог и НДС) и официального курса валют от НБУ. Но эти расчеты не включают те траты, которые не контролирует государство.

«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», – заявил Сергей Куюн.

Это может привести к закрытию АЗС, уменьшению поступлений в бюджет и может дать негативный сигнал для инвесторов о том, что украинский рынок непрогнозируемый. Против государственного регулирования выступил замминистра Минэнерго, Нефтегазовая ассоциация Украины и в Европейской бизнес ассоциации.  

По словам заместителя министра энергетики Максима Немчинова, госрегулирование грозит ограничением конкуренции на рынке, увеличением теневого сегмента, повышением цен нефтетрейдерами в качестве страховки и переходом на талонную систему. При этом Немчинов отметил, что Минэкономики и Антимонопольный комитет имеют достаточно полномочий и рычагов влияния на рынок топлива и контроля ситуации на нем, чтобы не допускать антиконкурентных действий.

Что нужно делать

По мнению экспертов рынка, Кабинету министров необходимо обратить внимание на оборот растворителей, под видом которых происходит безналоговый оборот нефтепродуктов и компонентов для их производства в кустарных условиях.

Для этого, контролирующие органы должны внимательно присмотреться к работе мини-НПЗ, которые перерабатывают газовый конденсат и нефть внутренней добычи, получают бензин и дизельное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3, продажа которых запрещена. Прекратить работу таких мини-НПЗ можно путем присвоения углеводородному сырью – нефти и газовому конденсату – статуса подакцизного товара с нулевой ставкой, что автоматически позволит отслеживать их движение и целевое использование. Пресечение этих схем позволит увеличить поступления в бюджет, снизить объемы фальсификата на топливном рынке и тем самым защитить автомобили и здоровье граждан от токсичной продукции. Также, правительству необходимо отменить текущий мораторий на проверки бизнеса в части операций, связанных с торговлей подакцизными товарами.

Если этого не сделать, то рынок все больше будет уходить «в тень» из-за того, что работать законно будет сильно не выгодно. Уже сегодня оптовая стоимость легального бензина А-95 составляет 23 грн/л, а бензин мини-НПЗ можно купить по 15 грн/л в случае расчета наличными и 17 грн/л – по безналичному расчету. Если ситуацию не исправить, то потери госбюджета из-за махинаций на рынке нефтепродуктов в 2021 году составят не менее 22 млрд грн.

Ирина Логуш

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube