Разобрались, что не так с госрегулированием цен на топливо в Украине
Президенту Владимиру Зеленскому срочно нужны высокие рейтинги, и ради них на этой неделе заменят трех министров. Но, чтобы быть еще ближе к народу, правительство до конца карантина взялось регулировать цены на бензин. Когда карантин закончится – неизвестно, но времени разбираться в тонкостях топливного рынка почему-то не нашлось. А зря – это может привести к негативным последствиям в 22 миллиарда гривен убытков.
С приходом к власти команды Зеленского, разговоры о ценах на топливо и борьбе с нелегальными АЗС происходят часто. Помните, как бывший премьер Алексей Гончарук поручил за две недели закрыть все нелегальные АЗС? На борьбу были брошены силы Государственной фискальной службы, правоохранителей и органов контроля.
«Все АЗС будут работать по лицензиям либо не будут работать вообще. Правительство борется с нелегальными рынками, в частности. с теневым оборотом горючего, - говорил Гончарук. - Дал поручение … до 9 января 2020 года решить эту проблему».
Итоги подвели: закрыли около 500 «теневых» автозаправочных станций, из которых более 100 были демонтированы, а топливо арестовано. Но победить эту «гидру» не удалось.
Почему? Принцип простой: чем больше рынок нелегальной продажи топлива, тем чаще делают торговую наценку официальные сети АЗС, чтобы компенсировать утекающую из-за «нелегалов» прибыль. Подписывая меморандум 2 апреля этого года, Кабмин взял обязательство побороть теневой рынок взамен на снижение цен на АЗС.
Эксперимент продлился месяц – до мая, когда цены на топливо снова поползли вверх. Конечно, странно было бы рассчитывать, что за несколько недель удастся победить нелегальный рынок с оборотом больше 20 млрд грн в год. Но в правительстве решили, что народу нужна показательная борьба со злом, и решили приравнять бензин к хлебу – ввести госрегулирование цен на топливо.
11 мая 2021 года Кабмин отнес дизельное топливо и бензины марок А-92 и А-95 в перечень товаров, которые имеют существенную социальную значимость. По новым правилам, сети АЗС должны за 20 дней предупреждать правительство об увеличении цены на 1% и более. Но уже 14 мая Кабмин решился на госрегулирование цен на топливо.
О чем там написано? На время действия карантина, сети АЗС смогут устанавливать ограниченную наценку: не более 7 грн - для дизтоплива и 5 грн - для бензина.
«Введение правительством предельных торговых надбавок на топливо — это вынужденная и временная мера на период карантина. Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях», – процитировала пресс-служба главу Минэкономики Игоря Петрашко.
«Правительство за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но в то же время правительство должно защитить простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования», - добавил Петрашко.
Но тут есть два момента. Первый: цены на большинстве заправочных станций и так были не выше, чем установил Кабмин. «Подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне», – сказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Исключение составили лишь 14% автозаправочных станций из 1000 АЗС, которые преимущественно приходятся на сети OKKO, WOG, Socar и Shell. Эти заправки торгуют топливом премиум сегмента, но и там, по словам Куюна, реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ со скидками 2,5-3 грн/л.
Данные Консалтинговой группы «А-95»
Через несколько дней после решения Кабмина, OKKO, WOG, Socar и Shell заявили о прекращении торговли топливом класса премиум. Реакция была быстрой: Минэкономики в воскресенье, 16 мая, разъяснило, что «брендовое премиальное топливо» не подпадает под госрегулирование. Хотя это не так.
Данные Консалтинговой группы «А-95»
На это операторы АЗС ответили симметрично: 17 мая возобновилась продажа премиальных видов горючего. Правда, разъяснение министерства создало лазейку для обхода норм о госрегулировании, которой могут воспользоваться все станции.
Второй фактор: участники рынка считают, что в мае на цены “надавит” дефицит дизельного топлива и сжиженного газа. Его могут спровоцировать неопределенность с новым поставщиком «Роснефти» и остановка в мае на плановый ремонт Мозырского НПЗ - ключевого белорусского поставщика топлива в Украине.
По новым правилам, средняя стоимость дизеля и бензина определяется Минэкономики на основании расчетов НАК «Нафтогаз Украины», проведенных на основании данных Platts CIF NWE за предыдущую декаду, сумм таможенных платежей (акцизный налог и НДС) и официального курса валют от НБУ. Но эти расчеты не включают те траты, которые не контролирует государство.
«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», – заявил Сергей Куюн.
Это может привести к закрытию АЗС, уменьшению поступлений в бюджет и может дать негативный сигнал для инвесторов о том, что украинский рынок непрогнозируемый. Против государственного регулирования выступил замминистра Минэнерго, Нефтегазовая ассоциация Украины и в Европейской бизнес ассоциации.
По словам заместителя министра энергетики Максима Немчинова, госрегулирование грозит ограничением конкуренции на рынке, увеличением теневого сегмента, повышением цен нефтетрейдерами в качестве страховки и переходом на талонную систему. При этом Немчинов отметил, что Минэкономики и Антимонопольный комитет имеют достаточно полномочий и рычагов влияния на рынок топлива и контроля ситуации на нем, чтобы не допускать антиконкурентных действий.
По мнению экспертов рынка, Кабинету министров необходимо обратить внимание на оборот растворителей, под видом которых происходит безналоговый оборот нефтепродуктов и компонентов для их производства в кустарных условиях.
Для этого, контролирующие органы должны внимательно присмотреться к работе мини-НПЗ, которые перерабатывают газовый конденсат и нефть внутренней добычи, получают бензин и дизельное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3, продажа которых запрещена. Прекратить работу таких мини-НПЗ можно путем присвоения углеводородному сырью – нефти и газовому конденсату – статуса подакцизного товара с нулевой ставкой, что автоматически позволит отслеживать их движение и целевое использование. Пресечение этих схем позволит увеличить поступления в бюджет, снизить объемы фальсификата на топливном рынке и тем самым защитить автомобили и здоровье граждан от токсичной продукции. Также, правительству необходимо отменить текущий мораторий на проверки бизнеса в части операций, связанных с торговлей подакцизными товарами.
Если этого не сделать, то рынок все больше будет уходить «в тень» из-за того, что работать законно будет сильно не выгодно. Уже сегодня оптовая стоимость легального бензина А-95 составляет 23 грн/л, а бензин мини-НПЗ можно купить по 15 грн/л в случае расчета наличными и 17 грн/л – по безналичному расчету. Если ситуацию не исправить, то потери госбюджета из-за махинаций на рынке нефтепродуктов в 2021 году составят не менее 22 млрд грн.
Ирина Логуш