Адвокат обращает внимание на то, что по общему правилу, услуги по кредитованию (онлайн) можно получить после прохождения идентификации личности и соответствующего подтверждения данных
В общем, мошенничество в сети интернет стало довольно распространенным явлением в последние несколько лет. Частыми схемами являются использование посторонних персональных данных без ведома владельца. Также распространены случаи использования таких данных именно в сфере онлайн-кредитования, где идентификация осуществляется через мобильный номер телефона или с помощью цифровых документов лица. Следует обратить внимание и на то, что такая проблема тесно связана с вопросами, касающимися защиты персональных данных, как в сети интернет, так и на отдельных сайтах. Об этом Информатору рассказал управляющий партнер адвокатского объединения EvrikaLaw, глава комитета Национальной ассоциации адвокатов по вопросам инвестиционной деятельности и приватизации Андрей Шабельников.
Адвокат обращает внимание на то, что по общему правилу, услуги по кредитованию (онлайн) можно получить после прохождения идентификации личности и соответствующего подтверждения данных. Если же рассматривать ситуацию, что кредит был оформлен на номер, который уже не используется и других процедур подтверждения лица не было осуществлено, можно заключить, что со стороны финансового учреждения была проведена слабая проверка данных, что также является важной проблемой в сфере онлайн-кредитования. Ведь согласно ч. 1 ст. 24 Закона Украины "О защите персональных данных", владельцы, распорядители персональных данных и третьи лица обязаны обеспечить защиту этих данных от случайных потери или уничтожения, от незаконной обработки, в том числе незаконного уничтожения или доступа к персональным данным.
Ранее мы писали, что мужчина не пользуется мобильным номером Киевстар, карточка разорвана пополам, находится у него. В то же время он узнал от оператора, что карта активирована, и кто-то этим номером пользуется. Впоследствии стало известно о заключенном электронном кредитном договоре на этот номер в размере 13 тысяч гривен.
26.10.2023 года между ООО "Потребительский центр" и мужчиной заключен кредитный договор. Ему предоставили кредит в размере 13 тысяч гривен, что подтверждается квитанцией о выдаче средств от 26.10.2023 года сроком на 42 дня. В связи с ненадлежащим исполнением им взятых на себя обязательств по кредитному договору на день подачи иска (14.03.2024 года) у него образовалась задолженность в размере 23 920 гривен. Он подал в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные исковые требования не признаются. Ранее, до сентября 2023 года, заключал кредитные договоры у ООО "Потребительский кредит", но им полностью они закрыты, задолженностей никаких не было. 26.10.2023 года не заключал никакого кредитного договора. Какие-либо документы по получению кредитных средств от ООО "Потребительский центр" им не подписывались, в том числе посредством идентификации через Систему BankID. В частности, в заявке на получение кредитных средств от 26.10.2023 года указываются реквизиты счета, на которые перечислены средства. Открытых счетов в ОАО КБ "ПриватБанк" у него вообще никогда не было. У него есть открытый собственный расчетный счет только в Ощадбанке. Мобильным номером Киевстар с сентября 2023 года не пользуется, карточка разорвана пополам, находится у него. В то же время узнал от представителей "Киевстар", что карта активирована, и кто-то этим номером пользуется. Чтобы защитить себя от мошеннических действий лиц, воспользовавшихся его номером, 21 марта 2024 года подал заявление о проведении проверки в полицию. Сейчас проводится проверка. Просил суд постановить решение, которым отказать ООО "Потребительский центр" в иске, предъявленном к нему по гражданскому делу под №299/1825/24 о взыскании задолженности по кредитному договору.
ООО "Потребительский центр" отказали в удовлетворении иска. Из предоставленной суду информации невозможно установить, что спорный кредитный договор, заключенный в электронной форме с помощью телефонного номера, был заключен именно с мужчиной, а не с другим лицом, который мог использовать указанный телефонный номер.
"Истец утверждает, что 26.10.2023 года между ним, ООО "Потребительский центр" и ответчиком заключен кредитный договор путем подписания заявки, что является неотделимой частью договора. Факт заключения кредитного договора ответчик отрицает, как и отрицает пользование номером мобильного оператора ЧАО "Киевстар", с помощью которого, как указывает истец, был заключен спорный кредитный договор. Во исполнение определения суда о истребовании доказательств от 28.08.2024 года в суд поступила информация от ЧАО "Киевстар", согласно которой телефонный номер значится как «Активный» и электронные коммуникационные услуги по этому номеру с 01.10.2023 года по 28.08.2024 года предоставляются обезличенно (анонимно), без заключения письменного договора и ни одним лицом номер не зарегистрирован. Таким образом, из предоставленной суду информации невозможно установить, что спорный кредитный договор, заключенный в электронной форме с помощью телефонного номера, был заключен именно с ответчиком, а не с другим лицом, который мог использовать указанный телефонный номер. В подтверждение факта предоставления кредитных средств по договору ООО «Потребительский центр» предоставил копию квитанции Liqpay от 26.10.2023 года, из содержания которой усматривается, что 26.10.2023 года на карту/счет VISA АО КБ «ПриватБанк» по номеру были перечислены средства в размере 13 тысячи гривен. Вместе с этим во исполнение определения суда о истребовании доказательств от 28.08.2024 года в суд поступило письмо АО КБ «ПриватБанк» от 16.09.2024 года, из которого установлено, что ответчик не имеет открытых счетов в АО КБ «ПриватБанк». Таким образом, кредитные средства по спорному кредитному договору ответчик не получал, соответственно он не имеет долговых обязательств перед истцом", - отмечал суд.