Ликвидация МСЭК с Нового года - в Минсоцполитики рассказали, что изменится для людей с инвалидностью

Отдельная электронная система будет доступна заведениям здравоохранения бесплатно

Минсоцполитики
Преимущества будущей цифровизированной системы, которая заменит МСЭК в рамках реформы МСЭК

В Украине с 1 января 2025 г. вместо устаревшей медико-социальной экспертизы заработает цифровизированная система оценивания повседневного функционирования человека на базе многопрофильных больниц, приближенных к человеку. Первый этап предусматривает упрощение пути пациента, внедрение электронной системы вместо бумажных дел и решений, публичность аналитических данных о деятельности экспертных команд, более четкие и объективные критерии направления и принятия решений командами. Реформа нарабатывалась во время военного положения с привлечением Министерства здравоохранения, Министерства социальной политики, Министерства экономики, Министерства образования и науки и других. Об этом сообщили в пресс-службе Минздрава. 

Отдельная электронная система будет доступна заведениям здравоохранения бесплатно. Для входа и использования будет необходима электронная подпись от юридического лица. Для человека преимущество в том, что уже не нужно будет носить дела и кипы справок из кабинета в кабинет: передача информации в экспертные команды и между сферами здравоохранения и социальной защиты будет проходить в электронных системах, в течение 2025 года. Система будет интегрирована с электронной системой здравоохранения (ЕСОЗ), чтобы упростить работу для врачей и работать в рамках знакомых МИС.

Как на 1 января 2025 будут цифровизированы процессы и какие преимущества это предоставит?

  • Все этапы оценки будут фиксироваться в электронной системе. Система будет записывать все действия пользователей, помогать пользователям подсказками, классификаторами и проверками введенного для качества данных.
  • Информация о деятельности команд станет прозрачной и будет освещаться на публичных аналитических панелях (дашбордах) онлайн, так что можно будет легко найти справочную информацию о доступных профилях команд в медицинских учреждениях Украины, объективно сравнить работу команд, очереди и решения, выбрать заведение, где бы человек хотел пройти оценку.
  • Электронная система позволит зафиксировать дело пациента и документы для оценки. То есть всегда можно будет увидеть, как менялось дело и каким было на момент оценивания, какие решения принимались какими врачами и кто какие документы добавлял, в частности, для обжалования или проверки обоснованности решений. Это устраняет возможность подделки документов для дела задним числом. На первом этапе дела будут состоять из заполненной формы и отсканированных документов, а в будущем система будет интегрирована с другими реестрами для полноты и простоты использования.
  • Лечащий врач любого учреждения (даже без договора с НСЗУ) при наличии оснований сможет самостоятельно направлять лицо на оценивание, создав дело в электронной системе и подписав его электронной подписью для отправки в заведение, где оценивают дело экспертные команды. Получать решение и направление ЛКК больше не нужно.
  • Потребность в доработке дела или дополнительных обследованиях также будет фиксироваться в системе с указанием четких причин и потребностей. Так что, в случае необоснованных обращений по делу это будет легко проверить, а при необходимости легко изменить заведение, в которое направлено дело.
  • Информация о статусе дела и результаты оценки, в частности принято ли дело, время и дата рассмотрения, выписка с решением, будет поступать в электронном виде лечащему врачу и пациенту. Врач будет видеть все в электронной системе, пациент будет получать информацию на указанную электронную почту. При отсутствии электронной почты пациент сможет получить информацию у своего врача, при необходимости распечатать информацию или выписку. Также при отсутствии электронного ящика, пациента проинформируют почтовым письмом на адрес, указанный в направлении.
  • Вместо постоянных составов медико-социальных комиссий для всех дел, как это было раньше, теперь под каждое дело будет случайно выбираться экспертная команда из доступных команд профиля в этом заведении. На каждый профиль команд в заведении будет существовать минимум две команды с разным составом врачей и ротацией. Например, травматологический профиль будут иметь минимум две разные команды. Система будет выбирать команду по соответствию диагноза и профиля, ставить в ближайшее время доступ к любой из профильных команд. В будущем команда будет формироваться каждый раз под случай, учитывая, какие врачи нужны в соответствии с основным и сопутствующим диагнозом; врачи будут выбираться именно тех специальностей, которые необходимы для компетентного оценивания каждого отдельного пациента.
  • Оценку можно будет проводить не только очно в заведении, но и при выполнении определенных условий и критериев с выездом домой, дистанционно, средствами телемедицины или заочно на основе документов. Электронная система будет помогать подсказкам относительно условий и критериев. Потребности в выезде или информировании пациентов по почте будут направляться отдельно, в обезличенном виде, чтобы качественно спланировать процесс оценки внутри учреждения.
  • Пациент не будет знать, какие именно врачи и какая именно команда будет проводить оценку его повседневного функционирования, а врачи не будут знать, с каким пациентом и когда будут работать до дня самого оценивания, когда система откроет им график.
  • Для каждого дела система будет определять председательствующего в этой оценке среди врачей команды, которые по своей специальности могут быть председательствующим в соответствии с профилем команды.
  • При оценке электронная система позволит записать позицию каждого члена команды по каждому пункту оценки, а также результирующее решение большинства. Поэтому при необходимости можно будет проанализировать, какое обсуждение и какие позиции были у врачей экспертной команды.
  • Решения экспертных команд после оценки будут подписываться электронной подписью каждого участника с соответствующим комментарием. Решение будет считаться принятым после подписания всеми членами команды. 

Реформа нарабатывалась в течение военного положения с привлечением Министерства здравоохранения, Министерства социальной политики, Министерства экономики, Министерства образования и науки и других. Поэтому, она будет внедряться в несколько этапов. На следующих этапах, кроме интеграции с ЕСОЗ, предполагается более глубокая синхронизация с информационными системами Минюста, Минсоцполитики, Минэкономики и МОН, что позволит сделать процессы поддержки людей с инвалидностью более прозрачными и оперативными. Это значит, что человеку не придется носить кипы справок и других документов и заполнять постоянно новые документы: информация будет попадать из учреждения в учреждение автоматически.

Минсоцполитики работает над внедрением новой системы социального страхования «єПотенціал»

Ранее мы писали, что в Украине работают над внедрением новой системы социального страхования «єПотенціал». Команда Минсоцполитики разработала проект закона, который уже вынесен на обсуждение, предусматривающий ряд изменений. В частности, вместо МСЭК, инвалидность будет устанавливаться по выводам мультидисциплинарных команд по использованию цифровых инструментов. А для определения мер поддержки будет проводиться оценка работоспособности, то есть способности человека возвратиться к работе и получать собственный доход.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube