Киевлянин требует отменить проценты за пользование кредитом в Монобанке на общую сумму 47 540 гривен – что решил суд

Клиент Монобанка, внося средства, пополнял карту, а не платил проценты, поскольку не брал на себя никаких обязательств по уплате процентов за пользование средствами

Кредит
Клиент Монобанка требует отмены процентов за пользование кредитом на общую сумму 47 540 гривен

Мужчина пользовался услугами Монобанка и имел счет с кредитным лимитом. Впоследствии он узнал о начисленных процентах в сумме 47 540 гривен, которые требует отменить. Об этом говорится в решении Деснянского районного суда Киева, опубликованном 26 марта 2024 года. 

10.07.2020 года между АО «Универсал Банк» в рамках проекта Monobank и мужчиной заключен договор о предоставлении банковских услуг. Ему открыли счет и установили кредитный предел в размере 47 200 гривен. Он получил от банка выписку о движении средств по карточке по состоянию на 17.03.2023 года по счету, с которой усматривается, что по состоянию на 17.03.2023 года кредитный лимит составляет 47 200 гривен, а также по состоянию на 17.03.2023 года задолженность составляет 58 565 гривен. С такой информацией и соответственно противоправными действиями банка по начислению неверной задолженности он не согласен исходя из следующего. Из выписки предоставленной банком усматривается, что за период использования средств, а именно с 10.07.2020 года по 17.03.2023 года им были внесены средства на карту в размере 47 576 гривен. Однако за период с 10.07.2020 года по 17.03.2023 года, им было внесено средств на карту в размере 48 076 гривен. Кроме того, за период с 10.07.2020 года по 17.03.2023 года ему были начислены проценты за пользование кредитом на общую сумму 47 540 гривен. Однако внося средства, клиент пополнял карту, а не платил проценты, поскольку не брал на себя никаких обязательств по уплате процентов за пользование денежными средствами. Начисление процентов по данной карте являются безосновательными.

Мужчина не подписывал условия и правила предоставления банковских услуг, тарифы. В анкете-заявлении начисление процентов, пени и комиссий и срок возврата кредита не указано. Поскольку отсутствуют достаточные основания полагать, что стороны обусловили в письменной форме цену договора (в форме уплаты процентов, комиссии), а также ответственность в виде неустойки за нарушение сроков выполнения договорных обязательств, банк может требовать только фактически полученную и не возвращенную сумму кредита. Поскольку выписка из условий и правил обслуживания счетов физического лица, тарифы, паспорт потребительского кредита «Карта Monobank», не содержит его подписи, поэтому их нельзя расценивать как часть кредитного договора, заключенного между сторонами путем подписания анкеты-заявления. Следовательно, отсутствуют основания полагать, что стороны обусловили в письменном виде цену договора, установленную в форме уплаты процентов за пользование кредитом и неустойки (пени, штрафов) за нарушение сроков выполнения договорных обязательств. На основании изложенного он просит применить последствия ничтожности договора о предоставлении банковских услуг по счету в части уплаты процентов за пользование кредитом, а именно пересчитать размер средств, которые он должен уплатить в пользу банка, без учета незаконно начисленных финучреждением процентов за пользование кредитом и с учетом размера перечисленных им средств на счет.

"10.07.2019 года между истцом и АО «Универсал Банк» было заключено и лично подписано анкету-заявление к договору о предоставлении банковских услуг, в соответствии с условиями договора, клиент просит открыть ему текущий счет в гривне на его имя и установить кредитный лимит на сумму, указанную в приложении в соответствии с условиями договора. Согласно п. 2 анкеты-заявления он согласился с тем, что это анкета-заявление вместе с условиями и правилами предоставления банковских услуг, тарифами, таблицей исчисления стоимости кредита и паспортом потребительского кредитования составляют договор о предоставлении банковских услуг. А также подписанием настоящего договора клиент подтверждает, что ознакомлен с условиями и правилами предоставления банковских услуг, тарифами, таблицей исчисления стоимости кредита и паспортом потребительского кредитования и получил их экземпляр в мобильном приложении, указанные документы истцу понятны и не требуют дополнительного толкования. Кроме того, клиент безоговорочно соглашается с тем, что банк имеет право по своему усмотрению в одностороннем порядке уменьшить или увеличить размер разрешенного кредитного лимита. Клиент соглашается с тем, что об изменении доступного разрешенного кредитного лимита банк уведомляет его путем отправки сообщений в мобильное приложение. Следовательно, подписание анкеты-заявления является подтверждением заключения договора. Договор о предоставлении банковских услуг, заключенный истцом является публичным договором. Договор о предоставлении банковских услуг является смешанным договором и является договором присоединения. Также банк обращает внимание суда на практику Верховного суда по поводу электронных договоров. По мнению АО «Универсал Банк», истец руководствуется предположениями и неправильным толкованием норм материального права, и как следствие ошибочно считает, что нарушение его прав совершено АО «Универсал Банк», без подтверждения такого факта», - объяснили в Монобанке.

Каким было решение суда?

Суд отказал мужчине в удовлетворении иска. Он был ознакомлен именно с правилами, которые действовали во время подписания анкеты-заявления и в соответствии со статьями 3, 627 ГК Украины добровольно согласился на такие условия кредитного договора, взяв на себя соответствующие обязательства. 

"Заполнением анкеты-заявления истец подтвердил принятие соответствующих условий предоставления кредита, а также заверил с использованием электронно-цифровой подписи, что он уведомлен кредитодателем в установленной законом форме обо всех условиях, сообщения о которых необходимо в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины. Учитывая, что услуги банка в проекте «Monobank» предоставляются дистанционно через мобильное приложение в режиме реального времени, а условия и правила, включающие тарифы и информацию, подлежащую доведению до сведения потребителей перед заключением договора потребительского кредитования, предоставлены истцу именно через мобильное приложение, суд приходит к выводу, что последний был ознакомлен именно с правилами, действовавшими во время подписания анкеты-заявления и согласно статьям 3, 627 ГК Украины добровольно согласился на такие условия кредитного договора, взяв на себя соответствующие обязательства. Также суд принимает во внимание, что форма и порядок заключения договора состоялась именно в смешанной форме - подписанием заемщиком Анкеты-заявления к договору о предоставлении банковских услуг «Monobank» путем удостоверения генерацией ключевой пары с личным ключом и соответствующим ему открытым ключом, который в дальнейшем также будет использоваться для наложенной усовершенствованной электронной подписи в мобильном приложении с целью удостоверения его действий согласно договору. Указанные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем заключении сторонами кредитного договора, в том числе согласования Условий и правил, путем загрузки мобильного приложения «monobank» на мобильный телефон истца и проставления электронной цифровой подписи сторон, что свидетельствует о согласовании сторонами всех существенных условий для соответствующего вида договора, с которых стороны достигли согласия", - подчеркнул суд. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube