UA

Как поддержать детей, которые скучают по дому: советы родителям

Читати українською

Если состояние ребёнка не меняется в течение трёх недель, крайне важно обратиться за помощью к психологу

Читати українською
Как поддержать детей, которые скучают по дому: советы родителям

Если состояние ребёнка не меняется в течение трёх недель, крайне важно обратиться за помощью к психологу

Эмоциональное состояние ребёнка зависит от эмоционального состояния ближайшего окружения и об этом важно помнить. Когда вы получаете вопрос: «Когда я вернусь домой?», «Когда я увижу папу?», «Когда я увижу друзей? – нормально не знать ответ на них. Не давайте детям обещаний и информации, в которой вы не уверены.

Об этом сообщает Информатор со ссылкой на проект ЮНИСЕФ «Ребёнок не один».

Как поддержать ребенка дошкольного возраста:

  • Объясните ребёнку, почему вы сейчас здесь: здесь нет сирены, громких звуков, здесь тихо.
  • Объясните, почему папа/мама/другой значимый взрослый находится не с вами.
  • Чтобы помочь ребёнку справиться с унынием, предложите нарисовать рисунок своих ощущений.
  • По возможности, позвольте ребёнку увидеться с оставшимися близкими: покажите фотографии или общайтесь по видеосвязи.
  • Предложите ребёнку поиграть в игру, в которую с ним играл близкий человек.
  • Если ребёнок очень скучает по оставшейся дома игрушке, попробуйте найти другую.
  • Если ребёнок скучает и плачет по дому, позвольте поскучать и поплакать. Скажите: «Я понимаю тебя и то, почему тебе грустно, мне тоже грустно» или предложите: «Ты можешь нарисовать грустный смайлик и рассказать мне, что этот смайлик хотел бы сделать, чтобы ему стало хорошо или что его может успокоить». Далее помогите ребёнку стабилизироваться, включив его в привычную или любимую активность.
  • Если ребёнок долгое время плачет и застрял в этом состоянии, важно переключить на простое действие и способствовать тому, чтобы ребёнок проговорил, о чём именно он плачет (например: «Давай я буду мама-кенгуру, а ты можешь запрыгнуть в карман из пледа и побыть там, поплакать. А когда ты будешь готов/готова успокоиться, то выпрыгнешь из этого карманчика»). Необходимо создать безопасное место, куда ребёнок может прятаться, плакать, вспоминать дом, отца или других родственников. Если состояние ребёнка не изменится в течение трёх недель, очень важно обратиться за помощью к психологу.
  • Старайтесь соблюдать режим дня и ритуалов, которые были привычными дома: утренние процедуры, прогулки, сказка на ночь, сон.
  • Обнимайте ребёнка, если он этого хочет.

Как поддержать ребенка младшего школьного возраста:

  • Объясните ребёнку, почему вы сейчас здесь: «Здесь сейчас безопасно, нет сирены, громких звуков, здесь тихо».
  • Объясните ребенку правила: когда война есть мужчины и женщины, которые должны защищать государство, поэтому они остаются дома; в то же время, когда идут боевые действия, детям важно уехать в безопасное место; возвратиться домой можно только тогда, когда закончится война. Отмечайте, что Украина и мир делают всё возможное, чтобы война закончилась. 
  • Дети могут проигрывать с другими детьми сценарии военных действий – это нормально, и является их способом проживания этих событий. Выражение агрессии в играх – типичный способ справиться с травмирующим опытом. Важно следить и научить ребенка злиться – это нормально, но в проявлении злости есть два правила: (1) нельзя направлять злобу на себя и (2) нельзя направлять злобу на других. Дети могут вместе покричать, побросать камешки в воду, побороться в шутку, но взрослым важно следить, чтобы дети не вредили и не оскорбляли других. В случае, когда ребёнку трудно справиться с агрессией и он направляет её на себя или других, важно обратиться за помощью к профессиональному психологу. 
  • Предложите ребёнку сделать рисунок, написать письмо родственникам, которые не рядом; помогите сочинить историю о событиях, которые он пережил (делайте это вместе с ребёнком).
  • По возможности, давайте ребёнку увидеться с оставшимися близкими: покажите фотографии или пообщайтесь по видеосвязи.
  • По возможности, возвращайте ребёнка к общению со сверстниками.
  • Ограничьте чтение новостей и их обсуждение в присутствии ребёнка.
  • Убедите ребёнка, что он не виноват в случившемся, ведь дети склонны брать вину на себя, поэтому важно объяснить, что это не так.
  • Если ребёнок скучает и плачет по дому, дайте возможность поскучать и поплакать, скажите: «Я понимаю тебя и то, почему тебе грустно, мне тоже грустно». Далее помогите ребёнку стабилизироваться, включив его в привычную или любимую активность.
  • Старайтесь соблюдать режим дня и ритуалов, которые были привычными дома: утренние процедуры, прогулки, время для обучения, чтение на ночь, сон.
  • Если вы использовали рекомендации, однако вас продолжает беспокоить состояние ребёнка, важно обратиться за помощью к психологу.
  • Обнимайте ребёнка, если он этого хочет.

Как поддержать подростка:

  • Объясните подростку, почему вы сейчас здесь: «Здесь сейчас безопасно, нет боевых действий, здесь можно нормализоваться и обдумать, как действовать дальше».
  • Обсудите вместе, что произошло. Особо акцентируйте внимание на том, что важно, что дети – в безопасности. Отметьте, что Украина и мир делает всё возможное, чтобы война закончилась.
  • Определите время для новостей и обсуждайте с детьми, что слышите, если они привлечены к просмотру. 
  • Содействуйте общению подростка со сверстниками с помощью видеосвязи и в автономном режиме.
  • Создайте пространство для разговоров, где ребенок мог бы поговорить с вами, поделиться беспокойством, задать вопрос. Выслушайте его мнение, не критикуйте его высказывания, не обесценивайте вопросы и вместе найдите на них ответы.
  • Воспроизводите домашние традиции и ритуалы или создавайте новые: совместные прогулки или чаепитие, совместное чтение или просмотр кино. 
  • Поддерживайте подростка, когда он/она делится переживаниями, может плакать, не пытайтесь сразу его/ее остановить. Избегайте высказываний типа «не плачь, надо держаться», «не думай об этом сейчас», «прекрати об этом говорить», а спросите, в какой поддержке он нуждается.
  • Предложите подростку участие в группе психологической поддержки для подростков (подробнее о таких группах и как к ним присоединиться можно прочитать здесь).
  • Обнимайте ребенка, если он этого хочет.

Напомним, ООН изучает факты депортации украинских детей и их усыновления в россии.

Кроме того, в Украине увеличивается количество детей, оставшихся без родителей. 

Также Информатор писал, как поддержать ребёнка, когда папа или мама на войне.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписать на канал в Viber можно здесь



Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.