Глобально система финансового мониторинга имеет целью выявлять пороговые и подозрительные операции
В Украине финансовый мониторинг становится испытанием для клиентов. Банковские учреждения, руководствуясь требованиями законодательства, все чаще блокируют счета, останавливают операции и запрашивают кучу документов. За 9 месяцев 2024 года Государственная служба финансового мониторинга получила более 1,3 миллиона сообщений о операции, подлежащих финансовому мониторингу Об этом говорится в публикации Минфина.
Глобально система финансового мониторинга преследует цель выявлять пороговые и подозрительные операции. Операции на значительные суммы, трансакции с оффшорными юрисдикциями или поведение клиента вызывают особое внимание. Закон предусматривает автоматический мониторинг операций на сумму более 400 тысяч гривен, но и более мелкие суммы могут стать причиной проверки, если банк считает их подозрительными.
По данным сервиса Опендатабот, более 1,3 миллиона сообщений о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, получила Государственная служба финансового мониторинга Украины за 9 месяцев 2024 года. Это уже на 27% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Каждое пятое сообщение касается подозрительных операций, которые могут быть связаны с отмыванием средств, коррупцией или финансированием терроризма. С начала года удалось остановить такие операции на сумму 6,1 миллиарда гривен. В общей сложности сумма финансовых операций в переданных Госфинмониторингом к правоохранителям материалам составила 53,1 миллиарда гривен.
1 302 053 уведомления о подлежащих мониторингу финансовых операциях получила служба Госфинмониторинга в этом году. За год таких сообщений увеличилось на 27%. В 80% или 1,05 млн. эти сообщения касаются пороговых финансовых операций — то есть превышающих установленную законодательством суммы (более 400 тысяч гривен в месяц). Еще 20% или 254,5 тысяч — это подозрительные операции, которые могут быть связаны с отмыванием средств, коррупцией или финансированием терроризма. 99% всех сообщений предоставлено банками. Только 12850 сообщений (около 1%) передали небанковские учреждения (кредитные союзы, страховые компании, ломбарды).
После проверки те операции, которые признаются подозрительными, направляются в правоохранительные органы. В этом году Госфинмониторинг направил 780 таких материалов. Больше всего материалов направили в Национальную полицию Украины (НПУ): 223 материала или 28,6% от общего количества. В полицию направляют материалы, связанные с мошенничеством и финансовыми махинациями, хищением средств, киберпреступлениями и т.д. В настоящее время это дела на сумму более 15 миллиардов гривен. Еще 218 материалов (27,9%) на сумму 9,7 миллиарда гривен было передано в Службу безопасности Украины (СБУ). В основном речь идет об операциях, связанных с государственной изменой, коллаборационизмом, преступными организациями.
120 материалов направили в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Это дела, касающиеся министров, депутатов, судей, руководителей государственных предприятий. В таких делах речь идет об операциях на 7,06 миллиарда гривен. Более половины из этих средств — 59% или 4,2 миллиарда гривен — касаются преступлений, совершенных руководителями государственных предприятий. В 109 материалах речь шла о подозрениях в финансировании терроризма или сепаратизма. Еще в 173 материалах Госфинмониторинг выявил коррупционные риски в 12,1 миллиарда гривен.
Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» определены пороговые и подозрительные финансовые операции (статьи 20, 21 закона соответственно), вызывающие сомнение в их легитимности и законности. Для банка красным флажком становятся следующие транзакции:
Банк должен отказаться от деловых отношений с клиентом, если:
По мнению юристов, клиенты банков имеют возможность и должны ознакомиться с правилами финансового мониторинга, программами проведения первичного финансового мониторинга и другими документами по вопросам финансового мониторинга. Такие документы принимаются в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 07.06.2024 № 282 и публикуются банками на официальных сайтах и других ресурсах. Законодательство гарантирует право на получение пояснений от банка по заблокированным операциям. Клиент имеет право требовать четкого ответа, почему его счет или транзакция стали объектом проверки.
Клиентам также следует быть готовыми к сотрудничеству. Предоставлять правдивую информацию об источниках доходов, заранее собирать документы в подтверждение крупных операций — это поможет избежать многих проблем. Если же клиент считает, что решение банка, принятое в рамках выполнения требований финансового мониторинга, нарушает его права или является необоснованным, то у него есть несколько вариантов действий. Да, он может обратиться непосредственно в банк с требованием предоставить объяснение причин блокирования счета или отказа в проведении операции. Банк обязан ответить, и клиент может попытаться решить вопрос путем дальнейшего диалога.
"Если это не приведет к положительному результату, клиент может обратиться в Национальный банк Украины. Важно подготовить подробный запрос, в котором нужно описать ситуацию, указать нарушение и потребовать вмешательства регулятора. Нацбанк может осуществить проверку действий банка и в случае выявления нарушений применить соответствующие санкции к финансового учреждения. Кроме того, если клиент считает, что ему был нанесен финансовый или иной ущерб из-за расторжения деловых отношений. банком, он имеет право на компенсацию. Для этого также можно обращаться в НБУ, а в случае если это не дало результата, то обратиться с иском в суд, обжалуя действия банка", - советуют юристы.
Ключевой проблемой является отсутствие прозрачности и понятности в процессе финансового мониторинга, по крайней мере, для клиентов. Банки разрабатывают свои политики проверки транзакций, основываясь на общих требованиях закона, но применяют их по-разному. Так что клиент может столкнуться с ситуацией, когда одна и та же операция в разных банках будет трактоваться совсем иначе. Один банк может без проблем провести транзакцию, в то время как другой заблокирует счет из-за подозрения в нелегальной деятельности. Информация об отказе клиента в обслуживании банком на основании требований финансового мониторинга не автоматически доступна для других банков. Также каждый банк осуществляет независимую проверку клиента в соответствии со своими внутренними процедурами финансового мониторинга. Поэтому отказ одного банка не обязательно приведет к аналогичному решению другого банка, если не выявит нарушений в деятельности клиента.
"Если клиент не может получить обслуживание в банках из-за отказа в связи с нарушениями требований финмониторинга, теоретически его доступ к финансовым услугам может быть затруднен. Однако это не означает, что человек автоматически лишен всех возможностей для осуществления финансовых операций. При определенных условиях ( например, наличия законных доходов и соответствующих подтверждающих документов) можно обратиться в альтернативные финансовые учреждения, которые могут предоставить услуги. Указанная ситуация не означает, что клиент будет окончательно лишен доступа к финансовой системе, однако могут возникнуть определенные трудности, требующие уточнения или дополнительных шагов по их преодолению", - добавили юристы.
Юристы отмечают, что когда банк разрывает отношения с клиентом и возвращает остаток средств клиента на счет другого банка, с большой вероятностью второй банк также поинтересуется источником происхождения средств и финансовой историей. Поскольку банк разрывает отношения на основании статьи 15 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», другой банк сразу перемещает такого клиента в потенциальную рискованную группу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.