Стоимость горючего может вырасти на две гривны за литр в течение месяца, но это не точно
Эксперты прогнозируют рост цен на топливо в Украине. В объяснении причин возможного роста цен эксперты разделились на два лагеря. Одни считают, что подорожание носит искусственный характер и вызвано сговором крупных трейдеров, стремящихся к наживе. Другие же связывают ситуацию с дефицитом на европейском рынке и логистическими трудностями внутри Украины.
В украинской экспертной среде появились прогнозы по росту цен на топливо (бензин и дизель) примерно на 1 гривну в течение ближайшей недели, а к концу ноября возможно дополнительное повышение еще на 1 гривну. Следует отметить, что еще в октябре аналитики рынка отмечали, что особых оснований для повышения цен на топливо в стране нет. Но сейчас, как видим, уже совсем другие — неутешительные прогнозы.

Как видно из графика, в течение вышеуказанной недели цены на топливо практически не менялись, разве что немного прибавили в стоимости бензины А-95+ и А-92, а А-95 даже немного подешевел. Незначительно выросло дизельное топливо. Но пока потрясений нет.
Одним из первых общественное и экспертное мнение о росте цен на топливо «расколыхнул» эксперт и основатель группы компаний Prime Дмитрий Леушкин, недавно об этом однозначно заявивший. Главной причиной он назвал ограничение импорта и дефицит ресурса на европейском рынке, откуда, как известно, поступает почти весь бензин и импортируемое в Украину дизельное топливо. Артем Куюн, аналитик консалтинговой компании А-95 отметил, что точно спрогнозировать подорожание горючего не может, но основания для роста цен все же существуют.
Это очень странно, но при стабильных ценах на бензин в Европе дизель внезапно резко подорожал. В целом сейчас на рынке наблюдается достаточно аномальная ситуация. Бензин тоже подорожал, но не существенно. Относительно европейского фактора, дефицита горючего и ограничений импорта он действительно ощутим», — отмечает эксперт.
Также, по мнению аналитика, происходит такое не только из-за тяжелой ситуации, связанной с дефицитом горючего на континенте, а, например, и из-за антироссийских санкций, наложенных на все производства под маркой российского «Лукойла» в Румынии и Болгарии. Также из-за того, что был закрыт завод по производству горючего в Сербии. К тому же недавно в Словакии произошел большой пожар на трубопроводах.
«Конечно, сейчас считается, что румынский бензин является едва ли не основным среди других импортированных в Украину и это очень важное звено. Но, действительно, проблемы с румынским и болгарским заводами, производившими бензины и дизельное топливо не только для своих стран, но и на экспорт, могут объяснить проблему нехватки. К тому же следует, например, отметить, что румынское горючее покупает Молдова. Так что фактически и эта небольшая страна тоже нуждается в импорте», — говорит эксперт.
Артем Куюн также считает, что та же Сербия стала из-за проблем нехватки бензина и дизтоплива «перебирать» на себя румынское горючее. Венгрия, которая испытывает проблемы с перекрытым нефтепроводом и также вроде бы страдает от нехватки горючего, «перебирает» на себя часть польского горючего.
Недавно Леушкин отмечал, что одной из причин проблем с горючим было то, что не возобновили поставки из румынского порта Констанца — большого бензинового и дизельного хаба для Украины. Поэтому в октябре объемы импорта значительно сократились.
Впрочем, по словам Артема Куюна, сейчас этот вопрос решен. Однако появилась новая проблема: хотя поставки возможно, большинство украинских барж, которые должны были его осуществлять, перебросили вверх по Дунаю, и понадобится время, чтобы вернуть их обратно.
Есть ли дефицит топлива в Европе? По информации агентства «Чехия-Онлайн», 12 ноября этого года министр энергетики Болгарии Жечо Станков заявил, что имеющихся запасов бензина и дизеля хватит всего на 35 дней для бензина и на 50 дней для дизтоплива именно из-за санкций в отношении завода «Лукойла».
Правительство ведет переговоры с США, чтобы получить временное разрешение на работу завода после 21 ноября. Однако, как свидетельствуют европейские источники, это происходит практически в одной Болгарии. Такого же добивается, кстати, и Румыния. Однако эта страна является крупным переработчиком сырой нефти и производителем горючего. Однако европейская пресса пишет о том, что в ноябре широкомасштабного дефицита горючего не ожидается, все будет происходить очень локально.
Профессор Киево-Могилянской школы управления имени Андрея Мелешевича, доктор наук по государственному управлению, кандидат технических наук, известный эксперт рынка нефтепродуктов Геннадий Рябцев отмечает в комментарии Finance.ua, что ничего катастрофического и проблемного на рынке топлива Европы и Украины вообще нет.
Это все спланированный и хорошо продуманный вброс информации, направленный на поиск обоснования роста цен на топливо так называемыми системными операторами рынка. Стоимость бензина и дизельного топлива в их сетях и без того уже завышена по меньшей мере на 5 грн за литр, но они продолжают придумывать причины, по которым могут и дальше готовиться к следующему подорожанию. Они прекрасно понимают, что без горючего никто не может жить и работать, поэтому его и так будут покупать, какую бы цену не пригласили», — утверждает он.
Также эксперт уверен, что никаких проблем с румынским портом Констанца тоже не было, а проблема отправленными баржами надумана. Господин Рябцев обвиняет фактическую олигополию на рынке горючего, где «правят баллом» крупные компании и они же выжимают всеми методами маленькие, которые, работая в сложных условиях на очень низких доходах, все же продают горючее по разумным ценам.
«17 сверхбольших украинских компаний получают больше половины доходов на этом рынке. В то время как участников рынка насчитывается несколько сотен. Сейчас крупные компании зарабатывают от 12% до 16% от цен, а хотят зарабатывать еще больше. А чем больше компания, тем она имеет гораздо больше возможностей заработать», — добавляет он.
Артём Куюн не соглашается со своим коллегой.
«Когда за два дня цены на горючее растут на 15%, то что здесь можно сказать: в чем виноваты так случившиеся трейдеры?! Это мнение может быть популистским. У нас на рынке очень много предложений горючего – от дорогого до бюджетного. Таким образом, потребители не сжаты узким выбором бензина и дизеля. Рынок все же демонополизирован и это очень хорошо», — добавляет он.
По мнению г-на Рябцева, государство фактически не вмешивается в этот сверхважный рынок, а наоборот – вредит его интересам. Он подчеркивает:
«О какой демонополизации и равных возможностях для развития всех участников может идти речь, если для всех АЗС без исключения был введен одинаковый авансовый платеж — независимо от того, велика ли это сеть или небольшая заправка в селе, которая обслуживает совсем немного автомобилей? Всем нужно оплатить 30-60 тыс. гривен этого авансового платежа. Он должен быть с литра проданного бензина, а не просто с одной станции.
По его словам, для малых АЗС, которые важны и находятся в прифронтовых зонах или в селе это значительные средства и они часто просто не выдерживают, закрываются.
«А крупные игроки за эти средства продолжают жить и зарабатывать сверхприбыли, и, как видим, хотят их увеличивать и дальше необоснованным повышением цен на топливо», — утверждает он.
Вместе с тем есть вопросы качества горючего по словам Рябцева. Эксперт уверен, что сейчас за ним никто не следит. По его мнению, нет разницы А-92 или А-95 или более «европейский» бензин — отличить их по качеству невозможно (т.е. практически одинаковые и все низкого качества), они отличаются только по цене.
Следует ли ожидать повышения цен? Эксперты единодушны в своих пессимистических прогнозах, хоть и представляют разные «стороны баррикад». В частности, Геннадий Рябцев убежден, что подорожание может не ограничиться двумя гривнами — ценники вполне подняться еще выше. В то же время три больших нефтетрейдера, к которым мы обращались за комментарием, так и не дали ответа на эти важные вопросы.