Вам не понравится: эксперты дали прогноз цен на горючее до конца зимы

Украинцев предостерегают от паники: топливного кризиса ни осенью, ни зимой не ожидается

Автомобили Фото: Информатор
Автомобили Фото: Информатор

Стоимость горючего в Украине до конца года, по прогнозам экспертов и участников рынка, может вырасти на 3–4 гривны. Причем примерно на 2 гривны литр дизеля подорожает уже в ноябре. Бензин, вероятно, будет дорожать не столь стремительно. Чем обусловлены оползни на нашем топливном рынке, который несколько месяцев находился на «ценовом плато», с почти незаметными разнонаправленными колебаниями? И не приведет ли нынешнее возмущение к более существенному удорожанию – под влиянием очевидного роста спроса на топливо для сотен тысяч промышленных и бытовых генераторов, которые в ближайшее время придется использовать чаще?

На сколько подорожает горючее в ноябре

По прогнозам основателя компании-оператора в области транспортной логистики и торговли нефтепродуктами Дмитрия Леушкина, в течение этой недели стоимость литра горючего может вырасти на 1 гривну. Еще на столько же – до конца месяца. Это связано с нехваткой бензина и дизтоплива (прежде всего – последнего) на европейском рынке, откуда к нам поступает львиная доля импортируемых нефтепродуктов. А там такая ситуация возникла после принятия 19-го пакета санкций ЕС против государства-агрессорки, которым, между прочим, предусмотрен запрет на импорт нефтепродуктов из перерабатывающих российскую нефть стран (в частности, Индии и Турции). К тому же, почти одновременно с этим санкции на российские нефтяные компании «Роснефть» и «Лукойл» и их дочерние структуры наложили Соединенные Штаты Америки.

Хотя речь идет, скорее всего, не о дефиците топлива в Европе, а об определенной турбулентности на рынке в ожидании замещения подсанкционной продукции товарами от других поставщиков, для чего нужно время. Европейские потребители, как и все, подвержены ажиотажу.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 13.11.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
60.99
59.59
60.79
34.2
SOCAR
63.56
60.85
59.7
34.41
WOG
64.99
61.99
60.99
35.98
БРСМ-Нафта
-
54.08
53.38
32.71
ОККО
64.99
61.99
60.99
35.99
Укрнафта
58.99
58.99
57.99
34.49

«Цены на горючее инертные: если их "подтолкнуть", они могут расти и расти, потому что на рынок будет влиять ажиотажный спрос. Так происходит не только у нас, но и в Европе. Люди видят, что горючее ежедневно дорожает, поэтому решают купить канистру или несколько впрок», – говорит Леушкин.

Он напомнил, что большинство автотранспорта в ЕС – с дизельными двигателями. Поэтому и подорожание дизтоплива там заметнее, чем бензина. Такую же тенденцию мы видим и в Украине. Прежде всего, влиянием внешних факторов объясняет нынешнее подорожание дизельного топлива и директор консалтинговой группы «А95» Сергей Куюн. При этом речь идет, по его словам, о совпадении нескольких факторов, в частности, увеличения спроса на дизель на европейском рынке.

Эксперт назвал ситуацию с ценами на дизтопливо нетипичной, ведь мировые нефтяные котировки стабильны, а иногда даже снижаются. В то же время, за последний месяц закупочная цена дизеля в гривневом эквиваленте у нас выросла на 6 грн/л.

«Во-первых, все ищут замену турецким и индийским нефтепродуктам, которые из-за санкций ЕС будут под запретом. Все стремятся создать запасы "нетоксичного" горючего. Теперь высок спрос на дизель – и это основная причина», – объяснил Куюн.

Кроме того, сказываются результаты ударов украинских военных по российским НПЗ и портам: поставки российского дизтоплива на мировой рынок сокращаются. Одновременно из-за санкций остановился газпромовский НПЗ в Сербии. Страна начала искать горючее на рынке в Румынии, откуда шла значительная часть импорта дизеля для нашей страны. Из-за диверсий остановили работу нефтеперерабатывающих заводов в Венгрии и Словакии, а литовский завод Orlen в октябре останавливался на плановый ремонт. Все это сказалось и на объемах поставок горючего в Украину.

«В октябре поставки были на 15% меньше по сравнению с октябрьскими показателями прошлого года», – уточнил эксперт.

Вскоре ситуация, по его прогнозам, улучшится: наша энерготаможница отменила усиленный контроль на границе с Румынией, что ускорит поставки топлива. Также по ремонту вышел НПЗ в Литве. Может положительно влиять на рынок и решение об исключении для Венгрии в случае применения американских санкций, что позволит соседям покупать российскую нефть.
Под влиянием всех этих факторов дизельное топливо в Украине, по подсчетам Куюн, может подорожать еще на 2,5 гривны за литр, но дефицита топлива не будет.

«Розничная цена на дизтопливо уже выросла на 1,5 грн за литр. Потенциал для дальнейшего повышения цены есть, но не думаю, что на 4 грн., только на 2,5 грн. В течение нескольких недель, думаю, мы это еще увидим», – сказал эксперт. А вот существенных изменений стоимости бензинов и сжиженного газа, по его прогнозам, не последует.

Он также считает преувеличением утверждение о вероятном существенном влиянии на рынок роста спроса на топливо для генераторов. Оценить влияние длительных обесточений на рост спроса на горючее, по его словам, действительно сложно. Но вряд ли он превысит 10% объемов рынка.
«Не думаю, что нас ждет острый дефицит, и что дефицит вообще будет. Но и запасов не будет – по крайней мере, в ближайшем месяце», – подытожил Куюн.

Как повлияет на цену горючего повышение акцизов в январе

В то же время, ближе к новому году цены на рынке горючего будут находиться под давлением планового повышения акцизов на бензины, дизель и сжиженный газ. По закону новые акцизы вступят в силу с 1 января. При поставках бензина они вырастут с нынешних 271,7 евро за 1 000 литров до 300,8 евро, дизеля – с 215,7 евро до 253,8 евро, автогаза – со 173 евро до 198 евро. Это не значит, что в такой же пропорции вырастут и розничные цены. Но определенного удорожания, разумеется, не избежать. В то же время его стоит ждать уже с середины декабря.

«Трейдерам нужно будет 15 декабря контрактовать новое горючее и платить за него. И все будут понимать, что придет оно после 1 января, когда за растаможку придется платить больше. Поэтому прогнозирую, что уже с 15 декабря будущий повышенный акциз будет закладываться в цены на оптовом рынке. А где-то через неделю повышение дойдет и до розничных сетей», – объясняет Дмитрий Леушкин.

Такой сценарий, по его словам, вероятен при сохранении нынешней ситуации на мировом нефтяном и европейском топливном рынках. Но в зависимости от изменений нефтяных котировок подорожание может быть более существенным или наоборот – менее заметным.

Усредненный экспертный прогноз – подорожание на 1–1,5 гривны за литр в зависимости от марки горючего. Итак, в начале 2026 года средняя цена бензина А-95 может достигнуть 59–60 гривен за литр, дизтоплива – 59–60 гривен.

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин советует не нагнетать ситуацию: он опровергает прогнозы о предполагаемом «топливном кризисе» и резком подорожании бензина в Украине. Ведь несмотря на санкции против российской нефти, в Европе нет дефицита – рынок перенасыщен переработчиками. Экономист приводит простой аргумент: за четыре года войны бензин у нас подорожал всего на 6–7 гривен – и это несмотря на возврат акцизов и НДС.

«Поэтому советую не пугать людей. Нет никакой экономической предпосылки для скачка цен», – успокаивает Пендзин.

Не видят оснований резкого повышения стоимости горючего в этом году и в Национальном банке, где также внимательно следят за потребительскими ценами. Хотя и признают, что избежать влияния на цены повышенных акцизов не удастся. «Запланированное повышение акцизной нагрузки на топливо будет обуславливать ускорение роста цен на него в последующие годы, в то же время ожидается, что до конца текущего года цены останутся относительно стабильными», – говорится в октябрьском Инфляционном отчете НБУ.

Следите за нами в Viber

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, мир, война. Подписывайтесь 👇
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать