Информатор попросил в Укрзализныце прокомментировать противоречивые заявления их руководителя Александра Перцовского и члена наблюдательного совета Сергея Лещенко
Руководитель Укрзализныци Александр Перцовский ранее отмечал, что повышать тарифы для граждан УЗ не планирует, в то же время ущерб от пассажирских перевозок будет покрывать бюджет. Сергей Лещенко заявил о планах "динамического ценообразования" для СВ и первого класса Интерсити. Информатор попросил Укрзализныцю сопоставить сказанное двумя их должностными лицами, подробнее - в нашем материале.
Директор по информационной политике АО "Укрзализныця" Сабина Абляева и ее заместитель по стратегическим коммуникациям Сергей Щур отмечают, что ценообразование для железнодорожного транспорта не является гибким: тариф подлежит государственному регулированию, поэтому Укрзализныця не может самостоятельно влиять на уменьшение или увеличение стоимости проезда, предоставление сезонных скидок и т.д.
Актуальную стоимость проездных документов можно узнать по ссылке https://booking.uz.gov.ua/, выбрав номер поезда и дату поездки. Если изменится стоимость проездных документов, соответствующая информация будет размещена на официальных каналах коммуникации Укрзализныци.
Что касается динамического ценообразования, обещанного членом наблюдательного совета АО "Укрзализныця", в компании это комментируют так: "Детали механизма динамического ценообразования еще дорабатываются и будут представлены после завершения разработки".
Ставки билета и плацкарты во внутреннем сообщении дифференцированы в зависимости от дальности поездки, типа вагона (общий, плацкартный, купейный, люкс, 3-й класс, 2-й класс, 1-й класс), категории поезда по скорости ("Интерсити+", "Интерсити", "Региональный экспресс", "Региональный", «Ночной скорый», «Ночной пассажирский»), уровнем качества услуг (фирменный и обычный поезд).
К стоимости билета и плацкарты применяются коэффициенты индексации тарифного регулирования по календарным периодам года (13 периодов), коэффициенты снижения – 0,9 (по вторникам и средам) и повышение – 1,1 (по пятницам и воскресеньям) на днях недели. Кроме того, в зависимости от уровня сервисных услуг в поезде (вагоне) применяются коэффициенты фирменности, от которых в основном зависит повышенная стоимость. Формирование стоимости проезда осуществляется с учетом отправки поезда с пункта его формирования или оборота. После прохождения вагоном аттестационной комиссии или ремонта цена также может изменяться.
В составляющие стоимости проездного документа включается стоимость билета, плацкарты, налог на добавленную стоимость (20%), страховой сбор (страховой платеж – 0,17%), плата за продажу проездного документа (размер платы устанавливается перевозчиком) и может включаться по желанию пассажира плата за пользование комплектом постельных принадлежностей и другие услуги.
По словам Александра Перцовского, доходы Укрзализныци от пассажирских перевозок дальнего сообщения в 2025 году составят около 7 млрд гривен, тогда как расходы – 20 млрд гривен. Однако в 2026 году повышение стоимости билетов в социальном сегменте не планируется.
В Укрзализныце для сбалансирования финансов вместо повышения тарифов планируют постепенно внедрять систему ПСО (Public Service Obligations) - аналогичную применяемой для обеспечения населения и предприятий ТКЭ газом по регулируемым ценам. После введения ПСО планируется изменить государственный бюджет и предусмотреть в нем расходы на компенсацию ущерба Укрзализныци в размере от 16 млрд гривен.
Как пояснил глава Укрзализныци, финансовое состояние компании ухудшилось, поскольку доходы от грузовых перевозок уже второй год не компенсируют ущерб от пассажирских перевозок. Ущерб вырос из-за изменения ситуации на фронте и сокращения перевозок угля и металлургической продукции и разрушения предприятий в этих отраслях.
В то же время член наблюдательного совета Укрзализныци Сергей Лещенко отметил, что сейчас определены три шага, чтобы исправить ситуацию в УЗ. Первый – внутренняя оптимизация железной дороги, в частности вопрос продажи лома, который может дать до 10 миллиардов гривен. Также планируется повышение динамического ценообразования для СВ и первого класса "Интерсити".
По словам Лещенко, все годы в Украине работала система, когда убытки пассажирских перевозок компенсировались средствами грузовых. Однако после начала войны начался «эффект домино», сейчас все внутренние резервы железной дороги для компенсации убытков пассажирских перевозок исчерпаны. По его словам, в этом году была потеряна фактически вся угольная отрасль Донбасса, горно-обогатительные комбинаты также останавливаются. А железнодорожная инфраструктура постоянно под обстрелами.
1 ноября президент Владимир Зеленский объявил о новой программе поддержки украинцев зимой. Ее составной частью стала программа «УЗ-3000». Речь идет о возможности бесплатно проехать 3000 км по Украине поездом. Эта инициатива вызвала множество вопросов. 2 ноября Укрзализныця дала на них ответы.