Компенсация от государства накладывает и ответственность на железную дорогу: давать людям, украинским пассажирам, в частности из прифронтовых общин, действенную поддержку, расширять их возможности путешествовать, делать важные поездки доступными в том числе тем, кому на это сегодня не хватает средств
1 ноября президент Владимир Зеленский объявил о новых программах поддержки украинцев зимой. Ее составной частью стала программа «УЗ-3000». Речь идет о возможности бесплатно проехать 3000 км по Украине поездом. Эта инициатива вызвала множество вопросов. 2 ноября Укрзализныця дала на них ответы.
«3,000 километров» призваны разгрузить самые пиковые периоды: многие пассажиры готовы изменять дату и даже месяц путешествия по существенно более низкой цене. Для сравнения: в августе, когда сверхсложно взять билеты хоть куда-то, железная дорога перевозит 2,6 млн пассажиров, а в феврале лишь 1,9 млн. Соответственно, в период с меньшей нагрузкой есть возможность дозаполнять места (даже без дополнительных рейсов можем предложить до 200-250 тыс мест в месяц в период в месяц километры» и дополнительно пассажиров, не наращивая расходы.
К тому же, в низкий сезон дополнительные возможности путешествовать могут дать толчок другим смежным сферам внутреннего туризма, ведь это низкий сезон и для них. Поработаем над общими предложениями с целыми общинами, которые захотят в низкий сезон открыть людям интересные возможности у них.
Следовательно, пассажиры, которым не принципиально время поездки (например, раз в год посещают родственников или используют отпуск для поездки по стране) будут иметь сильный стимул путешествовать вне пика, высвобождая места в пиковое время.
Также «километрами» сможем поощрять поездки в дни с меньшей нагрузкой (например, не в пятницу вечером во Львов, когда все едут, а, скажем, во вторник или утренним поездом за «километры»).
А вот в периоды, когда на железнодорожные перевозки повышен спрос (тот же декабрь) – фокус программы будет на том, чтобы помочь жителям прифронтовых общин, которые больше всего страдают от обстрелов и обесточений: поездки «за километры» будут доступны именно для поездов оттуда.
Это расстояние символически покрывает самый длинный имеющийся железнодорожный маршрут по Украине туда-обратно (из Запорожья в Ужгород), поэтому позволит открыть страну всем, где бы кто ни жил;
Программа распространяется на поездки в далеком сообщении и, разумеется, речь идет именно о внутренних рейсах и не о премиум-сегменте. Это – адресная возможность для тех, кто нуждается, а кому не нужно – конечно, могут покупать билеты без всяких изменений. Вместе с тем, Укрзализныця думает и над опциями по неиспользованным километрам, чтобы дать возможность их направить с пользой.
Эта программа разворачивается параллельно со стартом системной (пусть пока и частичной) компенсации реальной себестоимости пассажирских перевозок. Это улучшит ситуацию для железной дороги, а вместе с тем сохранит доступность поездок для всех украинцев.
Дополнительные пассажиры, которые будут путешествовать «за километры», будут дополнять имеющиеся места, а значит, существенно не добавляя расходов. Курсирование пассажирских поездов субсидирует государство, поэтому важно, чтобы они действовали максимально эффективно и как можно больше пассажиров могли путешествовать круглогодично. Поддержка пассажирских перевозок - это средства налогоплательщиков, поэтому они должны ощутить этот эффект.
А параллельно будут вводиться дополнительные сервисы для тех, кто готов платить – в категориях СВ, 1 класс, международные поезда. Соответствующие дополнительные доходы будут перекрывать стоимость поездок за километры, чтобы не увеличивать потребность в государственном финансировании.
Ресурса едва хватает на заработные платы железнодорожников, отрасль критически недофинансирована. «3000 километров разворачиваются параллельно со стартом системной государственной поддержки пассажирских перевозок Укрзализныци. Переход на покрытие реальных расходов пассажирских перевозок государством позволит улучшить финансовую ситуацию железной дороги, сохранять рабочие места.
"В конце подытожим, для чего это внедряется. Мы постепенно переходим к европейской модели: государство начало в 2025 и продолжит в 2026 по крайней мере частично финансировать реальную стоимость пассажирских перевозок. Это – европейская практика и, конечно, для нас в Украине сейчас это очень актуально: большинство «не потянет» т.ч. к прифронтовым городам жизненно необходимо.
1 ноября президент Владимир Зеленский объявил о новых программах поддержки украинцев зимой. Речь идет как о финансовой поддержке, подобно прошлогодней "Вовиной тысяче", так и о медицинских и транспортных программах. Деньги можно использовать для покрытия насущных нужд. Отдельно выйдет программа для наиболее уязвимых категорий населения.
Также предполагается медицинская поддержка украинцев зимой. Речь идет о чеках, которые подготовит Минздрав. Каждый украинец сможет уделить внимание своему здоровью. Ожидается, что программа будет работать в январе 2026 года.