Наибольшие проблемы и конфликты между банком и клиентом возникают не из-за перечня тарифов, а из-за пунктов договора, которые клиенты не читают
При открытии карты клиенты часто не читают или просто не успевают прочесть договор о присоединении, который банк предлагает подписать или согласовать онлайн. Вместе с тем, именно в этих документах содержатся ключевые, иногда «незаметные» для клиента условия, определяющие его права и обязанности. Дарья Бронникова юрист практики обслуживания и защиты бизнеса и банковского права RELIANCE проанализировала для Минфина такие договоры 5 крупнейших банков Украины — ПриватБанк, Сбербанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк, ПУМБ.
"Как адвокат в сфере банковского и финансового права, могу сказать: наибольшие проблемы и конфликты между банком и клиентом возникают не из-за перечня тарифов, а из-за пунктов договора, которые клиенты не читают. Ниже - анализ типичных условий, которые банки вмещают в договоры о присоединении, а также объяснения, что они означают для физического лица", - пишет Дарья.
Большинство банковских договоров оформлены как договор присоединения (ст. 634 ГК РФ). Это означает, что:
Юридическое последствие: клиент подписывает то, что уже подготовлено банком, при этом его возможность влиять на содержание договора минимальна.
Это один из самых незаметных пунктов. Как это обычно прописано:
Что это значит на практике:
Риск: если вы не заходите в мобильное приложение или не читаете новости банка, можете пропустить изменение тарифов и фактически согласитесь на них автоматически.
Даже если банк рекламирует сервис как «бесплатное», срабатывают условия, прописанные «в глубине» контракта либо тарифов. Типичные скрытые платежи:
Практический совет: всегда требуйте полную версию тарифов, а не краткую рекламную таблицу.
В договорах предусмотрены пункты, согласно которым:
Мнение адвоката: банки часто включают очень широкие формулировки, позволяющие передавать данные «в случаях, предусмотренных договором» — то есть практически куда угодно.
Договоры содержат:
Это связано с финмониторингом, но иногда банки злоупотребляют этим правом.
Рекомендация : храните подтверждающие документы о происхождении больших сумм.
Распространенная норма:
Важно: многие банки отказывают в возврате средств по мошенническим операциям, если клиент сам сообщил данные карты, CVV или коды подтверждения.
Во многих банках открытие карты равно автоматическому согласованию возможного кредитного лимита. То есть клиент может даже не подозревать, что уже подписал кредитный договор, который вступит в силу в момент активации кредитного лимита.
Риски:
Типовые пункты:
Важно: многие клиенты узнают штрафы только после появления задолженности.
Некоторые договоры предусматривают:
"Банковские договоры о присоединении - это документы, составленные банками максимально в своих интересах, юридически грамотный и часто сложный для рядового клиента способ. Пользователи, открывая карточку за несколько минут в приложении, фактически соглашаются на: одностороннее изменение условий обслуживания; почти неограниченную передачу персональных данных; возможность блокирования средств без предупреждения; штрафы Юридически проблемны не сами карточки, а именно неисследованные клиентом условия”, - пишет Дарья Бронникова.
Адвокат рекомендует клиентам заранее ознакомиться с документами, которые предлагает банк для подписания, а также всегда читать публичное предложение и тарифы полностью; хранить копию договора и версию тарифов, действовавших на момент присоединения; проверять приложение банка для изменения условий; не соглашаться на кредитный лимит, если не планируете использовать кредитную карточку; следить за всеми СМС/Push-сообщениями от банка; в случае блокировки счета сразу требовать письменное обоснование. Если возник спор с банком, важно действовать оперативно: подавать официальные заявления, требовать документы, фиксировать даты. Нередко правильно оформленная претензия позволяет вернуть средства или восстановить доступ к счету без суда.
Как сообщал Информатор, государственный ПриватБанк по итогам трех кварталов 2025 года увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,7% – до 50,63 млрд грн, что составило 42,4% всего финансового результата банковской системы. Об этом свидетельствуют данные Национального банка. В тройку лидеров вошли еще один госбанк – Сбербанк – с чистой прибылью 13,88 млрд грн, что на 17,3% больше показателя девяти месяцев прошлого года, а также Райффайзен Банк – 7,33 млрд грн, что на 19,2% больше показателя прошлого года.