На объёмы и цены на топливо влияют не только спрос, но и дефицит в Европе
От генераторов зависимы и сами АЗС. Операторы тратят бензин чтобы обеспечить круглосуточную работу, и это также сказывается на цене горючего. Кроме того, в Европе уже не хватает топлива. И если они себя не смогут обеспечить бензином, то что достанется Украине? Пока ситуация стабильная, однако напряжённая.
Директор компании Prime Group Дмитрий Лёушкин отметил, что цены уже начали расти. Но большого подорожания не ожидается – до конца года не больше чем на гривну. Он объяснил, что есть два фактора, которые влияют на это. Во-первых, растут затраты на себестоимость работы, ведь все АЗС тоже работают на генераторах. Они достаточно мощные и потребляют много топлива, которое стоит дорого. Поэтому эта цена возлагается на окончательную стоимость одного литра бензина. Это новый фактор для повышения себестоимости, которого раньше не было.
«И он для всех одинаков потому, что нет у нас регионов, где с электричеством легко. Проблемы с электричеством по всей стране. Поэтому эти гривны – сейчас наценка на то, чтобы АЗС работали круглосуточно. Устанавливаются оборудование, устанавливаются генераторы, многие устанавливают Starlink. Это все стоит денег и дополняет себестоимость», – комментирует ситуацию Дмитрий Леушкин.
Второй фактор – Украина зависима от топливного рынка Европы, а там растет стоимость горючего. Это связано с дефицитом, а он, в свою очередь, с отказом от российской нефти и переориентацией на поставки с Ближнего Востока. И это ещё одна проблема.
Ранее европейские нефтеперерабатывающие заводы потребляли российскую нефть. Теперь они отказались от неё и переходят на поставки из Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока. И это большой объём работы, выполняемый впервые, ведь меняется логистика: трубопроводов нет, и нужно продвигать танкеры. Кто-то не успел, кто пробуксовал — когда происходят большие изменения, что-то может пойти не так. По словам директора Prime Group, венгерский MOL отгружал без проблем, а сейчас только для своего региона. Румынский Rompetrol также порезал объёмы. В Польше подняли цены, потому что на всех не хватает. И сейчас невозможно заказать морские поставки потому, что отсутствуют большие объемы. А имеющиеся могут импортироваться и бензовозами. Пока что хватает и этого, поставки есть, и показатели не критичны. Что будет дальше – сказать сложно, ситуация напряжённая. Специалист выразил опасение, что из-за дефицита в Европе может начаться дефицит и в Украине. Мы не сможем покупать там топливо из-за его нехватки, а других мест для импорта нет.
«Дали объём купить – мы его покупаем. Если не дадут по 100 грн., а дадут по 120 грн. – будем платить. То есть будем тягаться кошельком с европейским рынком. Пока ситуация равная, но развитие событий очень напряженное. Когда оно зайдет дальше – будем мониторить. Возможно, ситуация изменится в конце недели. Может быть, в конце месяца. Или в середине следующего месяца. Мы зависим от европейского рынка и стоим в очереди последние на поставку. Не будут европейцы импортировать нам, когда они сами останутся без топлива».
Второй месяц подряд россия прибегает к ракетным обстрелам энергоинфраструктуры Украины. По последним данным, повреждено около 50 % системы. Это приводит к плановым и экстренным отключениям электроэнергии. Жители многоквартирных домов, аптеки, рестораны, банки и больницы запасаются генераторами, работающими на бензине. Минэкономики идет навстречу и отменила соблюдение требований законодательства по локализации, уплате НДС и ввозной пошлины при закупке генераторов. А горсовет Львова принял решение о компенсацию горожанам 50 % стоимости генераторов. Всё это в куче может привести к увеличению потребления бензина.
Раньше мы писали о том, что Гетманцев анонсировал повышение тарифов на коммунальные услуги. Также читайте о том, как запустить газовый котел, если нет электроэнергии
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.