UA

Будет ли дорожать бензин в Украине и стоит ли ожидать дефицита топлива? Прогнозируют топливные эксперты

Читати українською

Дефицита не будет, цены могут вырасти

Читати українською
Будет ли дорожать бензин в Украине и стоит ли ожидать дефицита топлива? Прогнозируют топливные эксперты

Дефицита не будет, цены могут вырасти

Многочасовые очереди на заправках, талоны на бензин, ограничения от 10 до 20 литров и ценники в 60-70 грн за литр – украинцы ещё не забыли ситуацию, сложившуюся на топливном рынке в начале войны. За прошедшие семь месяцев она значительно улучшилась: дефицита топлива нет, цены стабилизировались. Но война продолжается. Следует ли готовиться к новым проблемам с горючим в ближайшее время и в отдаленной перспективе?

Стоит ли запастись горючим из-за ракетных атак на Украину

После варварского ракетного обстрела Украины, устроенного россией 10 октября, на наших АЗС снова выстроились длинные очереди. Это заставило многих задуматься над вопросом, не повлияют ли последние события и на цены, и на наличие горючего на заправках.

«Я не думаю, что эти события способны повлиять на ситуацию с топливом в стране. Во-первых, у нас есть некоторые запасы. А во-вторых, в Украине сегодня абсолютно стабильная и очень гибкая система поставок горючего», – заявил Информатору директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По его словам, нынешняя ситуация существенно отличается от возникшей в Украине в начале войны. Тогда были обрезаны сто процентов всех поставок нефти и нефтепродуктов – из Беларуси, России и других стран по морю. К тому же добавилось попадание российскими ракетами в Кременчуг с его нефтебазами.

Кременчугский нефтеперерабатывающий завод после ракетных обстрелов оккупантов

Сегодня же, усвоив урок весенних атак по топливным складам, рынок перешёл на торговлю «с колёс»: потребности страны в топливе обеспечивает сеть бензовозов.

«За последние месяцы построена принципиально новая система нефтепродуктообеспечения, которая страхует от всяческих форс-мажоров. На замену большим, но ограниченным по количеству потокам снабжения пришли десятки ручейков, питающих страну горючим. Большую часть импорта обеспечивают тысячи бензовозов. Поймай, если сможешь!», – комментирует эксперт.

Кроме того, отмечает он, в Украине накоплены немалые запасы всех марок горючего благодаря залитым резервуарам заправочных станций и небольших складов. В условиях низкого потребления этого предостаточно.

Увеличатся ли цены на бензин и дизтопливо

Внутренних причин для роста цен на топливо в Украине нет, уверяет Сергей Куюн. Единственное, что может привести к корректировке цен в ближайшее время – это рыночные, конъюнктурные факторы. Они связаны с решением стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран (Россия, Казахстан, Азербайджан) сократить добычу нефти на 20 %.

Мировой рынок уже отреагировал на это заявление свыше десятипроцентного роста цены на нефть. То есть если две недели назад баррель нефти стоил 85-88 долларов, то сейчас его цена – 95-98 долларов.

«Украина импортирует топливо и полностью зависит от мировой конъюнктуры. Поэтому сразу после этого повысились цены на закупки и дизеля, и бензина. И вот это повышение может привести к тому, что цены на заправках тоже могут увеличиться», – прогнозирует Сергей Куюн. На вопрос, когда это может произойти, эксперт отвечает: «Это может проявиться в течение недели-десяти дней, когда пройдет достаточно времени от закупки по новым оптовым ценам. Соответственно, в какой-то коррекции потребуются розничные цены, то есть цены, по которым топливо продается на заправках».

Подорожание дизтоплива более вероятно, бензина – меньше   

Если цены пойдут вверх, то прежде всего — на дизельное топливо.

«По бензину ситуация более спокойная. На него установлены более высокие торговые надбавки, и они могут самортизировать рост розничной цены. Была наценка 6 грн, станет 4. Думаю, рынок это как-то проглотит», – говорит эксперт.

А вот ситуация с дизельным топливом, считает он, более чувствительна. Поскольку у него меньший запас прочности по наценке на заправочных станциях. И в условиях роста закупочных цен это будет создавать давление на розничные цены.

«Сегодня уже есть оптовые предложения по 50 грн за литр дизтоплива, тогда как половина розничного рынка работает по ценам в диапазоне 52-53 грн за литр. Такая цена уже на колонке. Думаю, трейдеры вынуждены будут повышать цены на дизтопливо», – прогнозирует Сергей Куюн.

Впрочем, отмечает он, это не точные выводы, поскольку очень часто шоковая реакция рынка на решения, подобные принятому ОПЕК, впоследствии быстро проходит. И цена на нефть после резкого роста может откатиться.

«Возможно, не на прежние позиции – 85-88 долларов за баррель, а, например, 90-92 дол. Так что я пока подождал бы с окончательными выводами о повышении цен на топливо. Но вероятность такая существует, и она не связана с ситуацией в стране, а следует сугубо из внешних факторов», – объясняет Сергей Куюн.

Удастся ли сохранить стабильность на рынке топлива до конца года

Благодаря тому, что участникам рынка вместе с правительством удалось полностью перестроить логистику поставок топлива через западную границу, от дефицита бензина и дизтоплива Украина застрахована.

Вместо больших узлов, куда поступало топливо раньше и атаковавших агрессор, оно идет на наш рынок многочисленными ручейками, которые практически невозможно уничтожить. Это основной залог того, что у Украины будет горючее.

«Понятно, что идёт война, и могут быть разные непредсказуемые повороты событий, но я не могу сейчас представить себе вариант, когда нас оставят без горючего. То есть построена такая разветвлённая система снабжения, что не хватит никаких ракет, чтобы её разрушить», – говорит Сергей Куюн.

Однако что касается цены на топливо, то здесь сделать долгосрочный прогноз сложно. Поскольку у всего мира и, в частности, у Европы впереди два вызова. Первый из них в том, что 5 декабря 2022 года начинает действовать эмбарго на поставку российской нефти в Европу. Второе – это эмбарго на российские нефтепродукты, которое вводится 5 февраля 2023 года.

«Европа очень зависима от этих поставок. А мы, в свою очередь, зависим сейчас от Европы, откуда завозим топливо. Поэтому ситуация становится более напряжённой, и никто не может смоделировать, как она будет развиваться в дальнейшем», – комментирует эксперт.

Трейдеры уже ищут новые источники снабжения. В основном это азиатские страны, арабские страны, которые будут заменять объёмы российских поставок на европейские рынки. Однако ситуация очень нервная. Надо понимать, что любая страна будет думать, как обеспечить топливом, прежде всего себя. Интересы Украины здесь для других государств – второстепенные.

Украинские трейдеры уже сейчас ведут активные переговоры с тем, чтобы подписать долгосрочные контракты. Но одним из показателей серьёзности ситуации есть то, что никто сейчас долгосрочные контракты подписывать не желает. Впрочем, эксперты выражают осторожный оптимизм по поводу способности украинского рынка топлива справиться и с этой проблемой.

«В отличие от поставок природного газа, горючее и сырье для его производства уже давно перемещается по многим альтернативным путям. Для этого много транспорта и терминалы, готовые принимать большие объемы нефтепродуктов. Соответственно, я думаю, этот вопрос решится», – говорит Сергей Куюн.

Что предшествовало

Война кардинально изменила работу рынка нефтепродуктов в Украине, а в условиях дефицита горючего заставила власть прибегнуть к радикальным шагам. В частности, с 17 марта ставки НДС на импорт и поставку моторных бензинов, дизеля и сжиженного газа были уменьшены до 7 %. Также был упразднён акциз на горючее, который до вторжения России приносил в казну до 70 млрд грн в год. Это позволило снизить цену на бензин в среднем на 10–12 грн за литр.

В последнюю неделю апреля в Украине снова начался дефицит топлива на АЗС. Для решения проблемы 29 апреля правительство повысило предельные цены на бензин и дизельное топливо на 40-43 %. А уже 17 мая правительство приостановило ценовое регулирование на рынке топлива. По оценкам Кабмина, после этого решения ожидаемые предельные цены на дизельное топливо должны быть не выше 58 грн за литр, а на бензин – не выше 52 грн за литр.

Впоследствии Госпродпотребслужба начала проверки АЗС из-за завышенных цен на топливо.

Ближе к середине лета трейдерам удалось насытить рынок ресурсом: горючее появилось на всех АЗС во всех регионах. Кроме того, постепенно на заправках начали снижаться цены.

Стабилизация ситуации на рынке и дефицит госбюджета заставили правительство поднять вопрос о возвращении акцизов. Кабмин внёс в парламент соответствующий законопроект, который 21 сентября Верховная Рада поддержала.

Согласно положениям закона на горючее были вновь установлены акцизы в размере:

  •     бензин 100€/1000 литров;
  •     дизель 100€/1000 литров;
  •     биотопливо 100€/1000 литров;
  •     газ 52€/1000 литров.

Возврат ставки НДС с текущих 7 % до 20 %, как было до войны, пока решили отложить.

Инициируя возвращение акцизов, в правительстве отмечали, что пытались выбрать наиболее благоприятный момент для возвращения акцизов.

«Сейчас цены на мировых рынках продолжают падать. Надеюсь, что повышение розничных цен будет в пределах погрешности», – отмечал тогда министр инфраструктуры Александр Кубраков.

«Падение мировых цен создает потенциал для снижения цен в Украине на 3-4 гривны за литр. Акциз перекроет это снижение, в результате чего цены стабилизируются у текущих отметок: бензин А-95 – 50-52 гривны за литр, дизтопливо – 51-53 гривны», – прогнозировал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

На сегодняшний день заметного колебания цен на топливо в Украине не наблюдается. Согласно данным сайта Minfin, стоимость:

  • бензина А-95 премиум – 50,08 грн за литр
  • бензина А-95 – 49,35 грн за литр
  • бензина А-92 – 47,26 грн за литр
  • дизельного топлива – 53,21 грн за литр
  • автомобильного газа – 26,59 грн/литр.

Ранее Информатор писал, ожидается ли в Украине повышение цен на топливо на фоне возвращения акциза.

Также мы сообщали о том, что оккуанты похитили заместителя гендиректора Запорожской АЭС

.

Ольга Чёрная

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.