Украинцы получают платежки за коммуналку с шокирующими тарифами: что делать

Отстоять свои интересы в суде потребителям коммунальных услуг не так просто: на коммунальщиков работает штат юристов, и суды нередко принимают решение в пользу монополистов, кроме того, судебная волокита может длиться месяцами

Женщина в шоке от коммунальных тарифов Фото: Getty Images
Женщина в шоке от коммунальных тарифов Фото: Getty Images

Многие украинцы жалуются, что получают «странные» платежки. Самые распространенные случаи — когда люди не живут в квартире с начала войны, но при этом им продолжают «на полную» начислять за все услуги, за исключением разве что электроэнергии. Не редкость и случаи, когда жильцам частных домов продолжают поступать платежи за газ, хотя сами дома могут быть вообще разрушены. Третий массовый вариант – так называемые «ложные» платежки. Речь идет о начислениях с «космическими» цифрами. Минфин разбирался, что делать, если пришла странная платежка и можно ли обезопасить себя от ее получения в будущем. 

«Например, недавно мы получили жалобу от жителя Кременчуга, которому насчитали за месяц 32 тысяч гривен, хотя по счетчику он потребил электричества всего на 1,5 тысячи. А житель Черкасской области получил платежи сразу от двух поставщиков газа», — говорит председатель Союза потребителей коммунальных услуг.

Украинцы за границей получают платежки из Украины

Самые распространенные жалобы, по словам Олега Попенко, на начисление за коммунальные услуги, которые продолжают поступать даже если человек в квартире не живет. Причем часто платежки могут даже превосходить те, которые человек получал ранее, проживая в квартире. Как рассказала «Минфину» киевлянка Татьяна, которая сейчас проживает в Германии, ее квартира на Оболони пуста. Но к концу отопительного сезона она получила платежку за тепло почти 3 тысячи гривен, что на тысячу больше, чем раньше.

«С такими жалобами люди обращаются очень часто», — говорит глава адвокатского объединения «Портной и партнеры» Ростислав Кравец.

По словам Попенко, даже если человек в квартире не проживает, ему продолжают начислять платежи за большинство коммунальных услуг — воду, отопление, обслуживание сетей, вывоз мусора и уборку придомовой территории.

«Это вполне законно — коммунальщики не должны самостоятельно выяснять, живет ли потребитель в квартире или нет. Услуга предоставляется, значит, за нее нужно платить», — объяснил эксперт.

Получение платежек с цифрами «больше обычного» он объясняет тем, что, уехав, многие граждане забывают своевременно передавать показатели счетчиков (а некоторые не передают их, считая, что если нулевые показания, то и сообщать о них не нужно). Но в этом случае жилищный калькулятор срабатывает с точностью до наоборот.

"Если показатели счетчика не получены, потребителю начисляют плату по нормам, учитывающим максимальное потребление", - пояснил Попенко.

Руководитель КП «Тепловик» Александр Душенко говорит, что даже если в квартире потребителя установлено автономное отопление и он его на время своего отсутствия отключил, платежки все равно будут.

«Квартира в многоэтажном доме все равно, так или иначе, отапливается. Если в ней отключено автономное отопление, подогрев идет за счет теплых стенок соседних квартир, и в помещении сохраняется плюсовая температура, трубы не размерзаются и не портится имущество. В таких случаях мы начисляем плату по методике 315. Например, если речь идет о пятиэтажке, 20% общего счета за отопление поровну распределяется между всеми собственниками квартир, а 80% между теми, кто подключен к централизованному отоплению. Плюс все платят абонплату, в которую входят проверка или замена счетчиков, зарплаты специалистов абонентского отдела и тому подобное", — пояснил Душенко.

По словам руководителя специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, в случае коммунальных услуг в Украине не действует «индивидуальный подход».

«У нас около 12 млн потребителей, и поставщики услуг не обязаны знать, проживает ли кто-то в квартире и что вообще с этим домом. Обо всех нюансах им нужно сообщать», — говорит Рябцев.

Олег Попенко советует в таком случае написать заявление в обслуживающую компанию (ЖЭК). «Таким образом, можно снять плату за некоторые услуги, например, вывоз мусора и уборку придомовой территории», — говорит он. Но самого заявления может оказаться мало — понадобится факт непроживания (для этого подойдут справки из консульства Украины за границей, копии билетов на транспорт и т.п.) и то, что жилье, например, не сдается в аренду.

По словам Рябцева, человек также может обратиться в водоканал и газовую контору с просьбой перекрыть воду и газ. Службы могут поставить пломбы на трубы и перекрыть подачу ресурса. Но следует учитывать, что в дальнейшем, в случае необходимости снова подключиться к этим услугам, придется побегать и дополнительно заплатить за подключение. Все это может стоить не одну тысячу гривен», – предупреждает он. Но если написать заявление в ЖЭК и отключиться от газа и воды, можно сократить платежку примерно вдвое.

"При этом в ней все равно останутся начисления за отопление и абонентскую плату за обслуживание домовых сетей", - уточняет Рябцев.

Платежки за разрушенные дома

Немало случаев, когда люди получают платежки, хотя сам дом может быть нежилым (например, пострадал в результате вражеских атак или совсем разрушен). Есть прецеденты, когда начисляют за потребление в разрушенных домах или домах в прифронтовых территориях, откуда жители уже уехали. Могут поступать, например, платежи за газ в частных домах.

Как говорит Попенко, для коммунальщиков сам факт разрушения дома или его нежилое состояние ничего не означает. Причем в отношении таких объектов ситуация для бывших жителей может быть одной из самых сложных — люди не сразу узнают, что им продолжают начислять платежи, формируются огромные долги, на которые могут начать впоследствии начислять пеню и штрафы. Чтобы остановить начисление, владельцу квартиры или дома нужно сообщить о разрушении дома местными властями и полицией.

«В этом случае специальные комиссии, которые формируются на местах, должны выехать на объект, зафиксировать повреждения и составить соответствующий акт.

Если этого не сделать, платежки и дальше могут рассылать, причем даже завышенные.

«Человек, выехав из разрушенного дома, часто не передает показания счетчиков, поскольку самих счетчиков уже нет. Но для поставщиков это может являться основой для начисления платы за коммунальные услуги по нормам», — говорит Попенко.

Ошибочные начисления и двойные платежки

Еще одна категория «странных» платежек – всевозможные ошибочные начисления. Например, могут насчитать в разы больше электроэнергии или воды, чем реально потреблено по счетчику. Попенко приводит, например, платежку на 32 000 грн, которую получил недавно житель Кременчуга за электроэнергию, хотя на самом деле его счетчик накрутил электричества всего на 1 500 гривен. Жителям Черкасской области несколько месяцев поступали две идентичные платежки за газ от двух местных поставщиков (хотя реально он получал ресурс только от одного из них). На первый взгляд, с такими платежками разобраться проще всего.

«Нужно просто обратиться к поставщику и потребовать провести сверку и провести перерасчет», — объяснил Кравец.

Но действительно могут возникнуть неприятные нюансы.

«Например, потребитель из Кременчуга, который пошел разбираться по завышенным начислениям за свет, вроде бы все вопросы снял. Но через время обнаружил, что долг в 32 000 никуда не делся, и по-прежнему "висит" на его квартире», - рассказал Попенко.

Житель Киевщины Юрий раз в несколько месяцев получает «странные» платежки за распределение газа еще за довоенный период.

«Тогда нас обслуживал Киевоблгаз, все платили через электронный кабинет, долгов не было. Но пока этого поставщика уже нет, ему на смену пришел „Нефтегаз“. И он где-то выискивает старые долги по 300-400 гривен, еще за 2018-2019 годы, просит их оплатить и угрожает в случае отказа подать в суд. Электронный кабинет Киевоблгаза давно не работает, бумажные платежки, разумеется, никто не хранил. Выходит замкнутый круг», — жалуется Юрий.

Портной советует в случае неправильных, по мнению потребителя, начислений, прежде всего обращаться к поставщику услуг с требованием произвести сверку и перерасчет. А если пойдет отказ или перечислят "неправильно", можно обращаться в суд. При этом, как говорит Попенко, обращаясь в суд нужно максимально собрать доказательную базу — платежки за спорные периоды, квитанции об оплате и т.д. Как показывает практика, отстоять свои интересы в суде потребителям коммунальных услуг не так-то просто. На коммунальщиков работает штат юристов, и суды нередко принимают решение в пользу монополистов. Кроме того, судебная волокита может длиться месяцами. Поэтому в идеале лучше обезопасить себя заранее, и сделать все, чтобы не получать «непонятных» платежек, например, в случае выезда, написать соответствующие заявления поставщикам услуг, не забывать передавать показания счетчиков, даже если они нулевые, а, заметив долг, сразу же начать разбираться по нему, не дожидаясь «накопления».

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать