Массовое использование генераторов создает дополнительное давление на рынок горючего, но не только он
Спрос на бензин и дизельное топливо в Украине увеличился на 10–20% из-за использования генераторов при отключениях электроэнергии. Это констатируют владельцы сетей АЗС. Спровоцирует ли это новый скачок цен и дефицит топлива на заправках?
Дефицита топлива в Украине не предусматривается, несмотря на возможный рост спроса на бензин и дизель из-за использования генераторов. На этом подчеркивал премьер-министр Денис Шмигаль еще неделю назад.
Он уверял, что правительство находится в постоянном диалоге с сетями горючего и внимательно следит за балансом импорта и потребления. Украина в последние месяцы импортировала около 700 тысяч тонн топлива ежемесячно, такой объем позволяет обеспечить потребителей, добавил Шмигаль.
Не видел признаков кризиса на украинском рынке топлива тогда и директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. Небольшое увеличение розничной стоимости цены на топливо на 1 гривну за литр связано с использованием генераторов, констатировал Куюн. Но через неделю-другую, прогнозировал он, цены вернутся на старую отметку.
В настоящее время в некоторых сетях АЗС констатируют увеличение спроса на бензин и дизельное топливо. Как сообщает Forbes на OKKO его оценивают в 10–15%. У Socar называют еще больший показатель – 20%.
"Запасы горючего начали снижаться, но ситуация контролируемая. Чтобы не допустить нулей на потолке, как это было весной и летом 2022-го, ОККО увеличивает импорт горючего", – говорит директор по маркетингу ОККО Василий Дмитриев.
Директор специальных программ НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев оценивает ситуацию с топливом в Украине как прогнозируемую.
"Нефтяное эмбарго вводится, российская нефть не будет перерабатываться на НПЗ в Евросоюзе – и на свободном рынке топлива, то есть там, куда попадают излишки нефтепродуктов после выполнения контрактов, такого топлива будет все меньше", – объясняет он.
Кроме того, обращает внимание гендиректор группы компаний Prime Дмитрий Леушкин, рост спроса на горючее обусловлен сезонным всплеском активности перед праздниками. Он будет расти до конца декабря, а затем ситуация стабилизируется, говорит Левкин.
Сергей Куюн соглашается с тем, что осложнившаяся ситуация в Европе в связи с началом действия эмбарго на российскую нефть может привести к росту цен в Украине. По его словам, стоимость топлива может увеличиться на 3–4 грн. за литр.
"Горючего мало, свободных партий почти нет. Цены начинают расти, – говорит эксперт. – Так что использование генераторов создает дополнительное давление, но не является решающим фактором".
Что касается вероятного дефицита, то владельцы заправочных сетей его не прогнозируют. “У кого-то будет бензин, у кого-то – дизель. Предстоит быть готовым, что придется поискать топливо. Но "сухих" заправок не будет", - говорит Дмитрий Леушкин.
В сети Socar тоже считают, что увеличение спроса на топливо, происходящее из-за использования генераторов, не приведет к топливному кризису. По словам ее прессслужбы, сеть хранит на нефтебазах запас на 10-14 дней и не планирует пересматривать цены из-за ситуации на внутреннем рынке. "Хотя из-за внешних факторов - возможно", - добавляют в Socar.
Напомним, что Нацбанк Украины прогнозировал удорожание топлива на заправках в следующем году. Повышение цен в 2023 году ожидается примерно на 20%.
Ранее Информатор писал о том, как правильно хранить запасы горючего на случай дефицита на дому.
Также мы давали прогнозы экспертов – что будет с ценами на продукты и горючее в Украине.
Ольга Черная