Страховой стаж – это срок, в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно действовавшему ранее законодательству и/или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который уплачены страховые взносы
В соответствии с Законом Украины от 09.07.2003 № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» право на пенсию по возрасту имеют граждане, достигшие пенсионного возраста и приобретшие необходимый страховой стаж. Об этом сообщает Пенсионный фонд Украины.
Страховой стаж – это срок, в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно действовавшему ранее законодательству и/или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который уплачены страховые взносы.
Если трудовая деятельность была начата после 1 января 2004 года, и трудовая книжка была утрачена, такая ситуация не является критической, поскольку с указанной даты данные об уплате взносов отражаются в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины и не требуют подтверждения.
Однако до 1 января 2004 года основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Если она потеряна, а также в случаях, когда в трудовой отсутствуют необходимые записи, для подтверждения стажа принимаются:
В случае, если документы о трудовой деятельности не сохранились, стаж возможно подтвердить на основании показаний не менее 2-х свидетелей, которые знают заявителя по совместной работе на одном предприятии и имеют документы о собственной работе за период, в котором они свидетельствуют.
Сведения о страховом стаже формируются и отображаются ( справка ОК-5 ) согласно информации, которая представляется страхователями в отчетных сведениях о начисленной заработную плату (доход, денежное обеспечение, пособие, компенсацию) застрахованных лиц, и информацией об уплате страховых взносов. Указанная информация поступает в Пенсионный фонд Украины от Государственной налоговой службы в порядке межведомственного обмена.
Отчетность за наемных работников представляется страхователями (работодателями) ежемесячно, в течение 20 дней, следующих за отчетным месяцем. На заработную плату (доход) каждого работника начисляется единый социальный взнос (далее – ЕСВ), что составляет 22% от суммы дохода. ЕСВ не вычитается из заработной платы, работодатели обязаны самостоятельно платить ЕСВ за своих сотрудников.
Весь трудовой стаж, приобретенный до 01.01.2004, учитывается в стаж на условиях ранее действующего законодательства и подтверждается трудовой книжкой или другими документами (справки, диплом, военный билет, свидетельство о рождении ребенка и т.п.).
Кроме отчетных сведений о начисленной заработной плате, страхователи обязаны представлять в оперативном режиме сведения о начале работы работника, а также сведения о переводе, увольнении и других изменениях в трудовых отношениях.
Начиная с 2021 года начался переход ведения учета трудовой деятельности работников из бумажной формы в электронную. Формирование электронной трудовой книжки осуществляется не только по отчетности страхователей, но и путем внесения данных из бумажных документов (бумажной трудовой книжки и т.п.).
Сведения о трудовой деятельности работника представляются Пенсионному Фонду Украины через вебпортал электронных услуг (далее – вебпортал) в виде копий бумажных документов, изготовленных путем сканирования с обязательным наложением страхователем или работником квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Для пользователей вебпортала в личном кабинете предоставлена возможность просмотра электронной трудовой книжки:
Скан-копии трудовой книжки отображаются в кабинете застрахованного лица независимо от того, кем они были поданы, а именно во вкладке "Мои обращения". То есть, реестр застрахованных лиц – это банк сведений, объединяющий информацию обо всем приобретенном лицом стаже, включая период до 01.01.2004.
Страхователю, для представления сведений о наемном работнике через вебпортал, нужно: войти в кабинет страхователя с помощью КЭП, в разделе "Коммуникации по ПФУ" выбрать пункт "Сведения о трудовых отношениях работника", заполнить необходимые данные, приобщить к обращению цветную скан-копию трудовой книжки или другого документа (формат файла *).
Для представления сведений о трудовых отношениях через личный кабинет застрахованного лица нужно: осуществить вход на вебпортал с помощью КЭП, в разделе "Коммуникации по ПФУ" выбрать пункт "Сведения о трудовых отношениях", нажать "Добавить файл" и загрузить заранее подготовленные копии трудовой книжки или других документов. Поставить отметку, подтверждающую согласие на обработку персональных данных, подписать обращение КЭП и отправить в ПФУ.