Теперь наши грузовики будут свободно проходить в Европу.
Украина подписала соглашение о либерализации автомобильных перевозок из ЕС, то есть транспортного безвиза. Это очень важное событие для экономики Украины. Ведь касается оно не только транспортных предприятий, но и всех экспортёров и импортёров, пользующихся автотранспортом.
Информатор попросил рассказать о том, что изменится и какие возможности откроются, руководителя департамента международных автоперевозок компании Zammler Александра Кирилюка. Далее – его прямая речь.
До введения транспортного безвиза украинские автоперевозчики должны были получать разрешения на транзит, а также двусторонние разрешения на погрузку и разгрузку от каждой европейской страны отдельно. То есть, если мы едем из Украины в Бельгию, нам нужно получить разрешения на транзит в Польше и Германии, а в Бельгии на разгрузку и соответственно загрузку обратного груза погрузку и разгрузку. Если мы едем в Испанию, нам нужны разрешения Польши, Германии, Франции и Испании. И если квота на французские разрешения для Украины исчерпана, мы не можем везти груз в Испанию, потому что другого пути просто нет. Это разрешение выглядит как бланк со штрих-кодом. Его сканируют таможенники и проверяют автомобиль по базе. Без него грузовики не могут пересечь границу.
Сначала эти разрешения выдавались в живой очереди. Загруженные фуры стояли в пунктах выдачи разрешений и получали их. Если не везло и квота оказывалась исчерпанной, водитель должен был возвращаться или ждать получения новой квоты, оставаясь с грузом. В 2020 году ситуация несколько улучшилась: ввели электронное бронирование разрешений. Перевозчики сначала бронировали разрешения, а затем загружали фуры и отправляли их в рейс.
Но это не решило главную проблему. Ведь количество разрешений было ограничено и для некоторых стран их годовая квота была полностью исчерпана уже летом. Например, разрешения Польши, которые являются европейскими воротами для Украины, обычно заканчивались в августе. Экспортёры, чтобы выполнять сделки, должны были либо фрахтовать европейский транспорт (а это было непросто, ведь те же поляки не хотели стоять в длинных очередях на украинской границе), либо заключать соглашения с украинскими компаниями, которые имели многократные разрешения. Таких было очень мало. В Украине около 50 тысяч автомобилей коммерческого назначения, а многократных разрешений – 3-3,5 тысячи. Их получали на ежегодном конкурсе. Крупные компании с новым автопарком с экологическими коэффициентами Евро-5, Евро-6 принимали в нем участие и получали эти разрешения только на каждую 7 из имеющихся машин. То есть 6 автомобилей часть года простаивали.
Решить проблему украинское правительство не могло. Ведь она могла быть решена лишь увеличением европейской квоты. В то же время нередко происходило её уменьшение. К примеру, за последние пять лет Польша снизила квоту на 20 % при том, что товаропоток за это время вырос в 2-3 раза.
После 24 февраля 12 европейских стран полностью отменили разрешения для украинских перевозчиков на время военного положения. Остальные отменили частично. К примеру, Польша отменила разрешения для гуманитарных грузов, но оставила для коммерческих.
Украинское Министерство инфраструктуры отменило квотирование для перевозчиков. В свое время его ввели, чтобы хоть как-то растянуть ограниченное количество разрешений на весь год. К примеру, по некоторым странам не выдавали более 5 разрешений на 2 месяца на одну машину. С началом войны эти квоты потеряли смысл.
С введением транспортного безвиза украинским перевозчикам больше не нужно ни бронировать, ни получать эти разрешения. Теперь наши грузовики будут свободно ехать в Европу.
Украинские транспортники смогут в течение всего года работать так, как они раньше работали в первом полугодии. В это время квоты на разрешения еще не были исчерпаны. Все перевозчики спокойно работали и из-за высокой конкуренции удерживали разумные цены. Экспортеры могли предсказать свою работу и понимать, что смогут выполнить необходимые поставки. Проблемы обычно начинались во втором полугодии. Разрешения заканчивались. Машины стояли. Водители оставались без работы. Цены на перевозку росли в 2-3 раза. Но даже по такой цене не всегда можно было найти перевозчика.
Транспортный безвиз снимет эти проблемы и позволит украинскому бизнесу планировать свое развитие, заниматься стратегическим бюджетированием на несколько лет вперед. Транспортные компании смогут более рационально использовать автопарк и избегать его простоя, а значит. снизить себестоимость перевозок.
Также есть надежда на возвращение в Украину водителей, уехавших работать за границу из-за того, что они не хотели терпеть месяцы вынужденного простоя.
Справка. Компания ZAMMLER предоставляет транспортные услуги в сфере автомобильных, морских, железнодорожных, авиаперевозок, таможенно-брокерского оформления, а также полный спектр складских услуг. В группу ZAMMLER входит 5 компаний, представленных 18 офисами. Компании расположены в Европе и Азии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.
Ольга Палий