Сегодня лучшее время для начала работы с рынком ЕС: беженка из Днепра рассказала, как начала бизнес в Литве
Есть немало нюансов, о которых следует знать
Есть немало нюансов, о которых следует знать
Маркетолог Оксана Солодухина после первых ракетных обстрелов Днепра с детьми уехала в Литву. Попробовав продвигать продукцию украинских предпринимателей, она открыла там просто голубой океан для наших товаров. И рынок этот сейчас открыт не только для крупного, но и малого бизнеса.
Информатор попросил Оксану Солодухину поделиться своей историей и опытом. Дальше – её прямая речь.
Литва гостеприимно встречает украинцев
После первых ракетных обстрелов Днепра встал вопрос о необходимости перевезти детей в безопасное место. Литву мы выбрали из-за наличия общих знакомых. Итак, я с двумя детьми уехала в Каунас и поселилась там в семье друзей. Благодарю этих людей, которые очень гостеприимно нас приняли. Нас снабдили жильём и едой, одеждой и игрушками (ведь мы трое суток ехали с минимумом вещей), приготовили для нас украинский борщ по рецепту из интернета — чтобы мы чувствовали себя как дома. Нам устраивали экскурсии по Каунасу. Благодаря этому гостеприимству, теплому общению мы смогли выдохнуть, прийти в себя.
Дети учились в украинской школе онлайн, а в Каунасе начали бесплатно посещать спортивные секции КУДО и тенниса. Именно этими видами спорта они занимались в Украине. Это была очень ценная поддержка. С сентября в Литве в Каунасе начнёт работу офлайн «Школа Героев», занятия в которой будут проводиться на украинском языке по украинской программе с добавлением изучения литовского языка, истории и культуры. Такие школы открываются с сентября в разных городах Литвы.
Начало бизнеса в Европе: вопросы и ответы
Первое время мы жили в ожидании. Но потом стало ясно, что мы не можем точно сказать, когда сможем вернуться в Украину. Поэтому нужно было строить новую жизнь в Литве, ведь нельзя злоупотреблять гостеприимством добрых людей. С Украины мы привезли какие-то деньги, но у них есть привычка заканчиваться. Украинские проекты по маркетингу, которые я вела, приостановились, поэтому я решила искать новые возможности.
Посоветовавшись с друзьями, которые заботятся о нас, я начала пробовать продавать украинские товары в Литве, опираясь на собственный опыт дистрибуции. Меня познакомили с людьми, которые могли дать консультации о состоянии бьюти-рынка (в Украине я работала именно в этой сфере). С ними я протестировала свои идеи и отвергла часть из них. Выяснилось, что здесь можно задавать вопросы и получать ответы даже от незнакомых людей. Эту возможность следует использовать.
Я нашла каталог торговых организаций Литвы и стала писать на указанные в нем электронные адреса свои предложения. Обращалась к торговым сетям, связанным с бьюти-сферой. И получала ответы. Я познакомилась с украинками, которые давно живут в Литве и ведут свой бизнес. Они рассказали мне о некоторых тонкостях местного рынка. Могу с уверенностью сказать, что сегодня известные «шесть рукопожатий» превратились в три. Это очень хорошо! Если продукт интересен, он очень быстро найдет покупателя.
Украинские бренды здесь очень хорошо воспринимаются. Украина и всё, что с ней связано сейчас в тренде. Советую всем производителям: выходите на рынок ЕС, сейчас самое время для этого. Да, буквально за месяц я нашла путь для продажи в Европе бренда профессиональных гель-лаков Shade, производимых в Днепре. Производитель быстро сделал предложение на английском, передал образцы продукции и мы смогли начать поставки. Это по общим нормам внешнеэкономической деятельности очень быстро. Сейчас идут переговоры о других бьюти брендах.
Но стоит помнить: рынок Европы более конкурентен, чем рынок Украины. И прежде чем взять к продаже новый бренд, его будут придирчиво изучать.
О чём нужно помнить украинским предпринимателям, которые хотят выйти на рынок ЕС
- Внимательно изучите европейские требования по товарам, которые вы производите. На некоторые компоненты может потребоваться дополнительная сертификация. Это тяжело, но оно того стоит. Некоторые разрешённые в Украине компоненты могут быть запрещены в странах ЕС. Так, использование некоторых спиртов и ароматизаторов помешало продвижению в Литве, например, украинских освежителей воздуха.
- На некоторые продукты цены в ЕС выше, чем в Украине. Но не нужно продавать европейским партнерам ваш товар по цене выше, чем указано на вашем корпоративном сайте или в соцсетях. Не думайте, что написанное на украинском не смогут прочесть за пределами Украины. И даже если ваша высокая цена не отпугнет европейского покупателя, специалисты по закупкам в европейских компаниях тщательно соберут информацию о вашем бренде. И не поймут, почему они должны платить больше. Будьте честны с вашими иностранными партнёрами.
- Прочитав в популярной литературе советы о том, что бренд имеет самостоятельную ценность, некоторые украинские предприниматели покупают товары в Китае, создают им хорошую упаковку, продвигают историю бренда и продают в Украине с большой выгодой. Но в Европе это не пройдет. Европа тоже пользуется китайскими товарами. А специалисты по закупкам знают всё о своем сегменте рынка. Они не поймут, зачем платить 15 евро за единицу товара, который можно приобрести в Китае за 15 центов.
Будьте готовы к неожиданностям
В рамках переговоров о поставке бьюти-товаров, я узнала, что мой собеседник нуждается в строительной арматуре. Ведь раньше и её, и другие стройматериалы Литва экспортировала из России и Белоруссии. После 24 февраля торговля с этими странами была прекращена. Мои собеседники нашли европейскую альтернативу, но на 30 % дороже. Я написала в Днепр знакомой, занимающейся торговлей металлом. Через неделю арматура из Днепра уехала в Каунас. Сейчас идут переговоры о следующем, более широком проекте.
Стройматериалы – не мой продукт, не мой сегмент рынка. Но если клиент хочет купить, я должна ему помочь.
Непросто вести переговоры в другой стране, особенно когда смартфон ежедневно сообщает о воздушных тревогах в Днепре, где остались родители, муж и друзья. Но я счастлива, что могу заработать, поэтому имею возможность содержать свою семью и донатить на помощь ВСУ. Кроме того, моя работа позволяет поддерживать людей, работающих в Украине, поэтому я не собираюсь останавливаться на Литве. И уже начала вести переговоры с Чехией. Ведь когда ты начинаешь работать и общаться с людьми, новые возможности открываются с каждым днём.
Ольга Палий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.