Страна-террорист наносила удары по порту, где накопилось уже 2 млн т зерна — и всё, чтобы удовлетворить олигарха Ротенберга
Страна-террорист россия больше месяца шантажирует Совместный координационный центр в Стамбуле, отказавшись пропускать суда в крупнейший украинский порт «Южный», в 30 км от Одессы. Агрессор требует запустить аммиакопровод «Одесса-Тольятти». На прошлой неделе эту ситуацию вспомнил президент Владимир Зеленский: в порту «Южный» находилось тогда более 1,5 млн тонн агропродукции для 10 стран мира, которые должны быть загружены на 26 судов, продолжающих ожидать в территориальных водах Турции. Что происходит сейчас в порту и какие перспективы, выяснял Информатор.
В мае возобновилась работа «Зерновой инициативы». Но россия продолжает блокировать входной флот на наиболее глубоководный порт «Южный».
Операторы порта в обращении к Президенту Зеленскому указали сумму в 50 миллионов долларов – такие расходы составляет простой флот на вход в порт «Южный».
По словам работников порта, там собралось уже до 2 млн тонн агропродукции для 10 стран мира, а 26 судов вынуждены ждать в территориальных водах Турции разрешения РФ.
Один из сотрудников порта, работающий каристом-погрузчиком, рассказал, что даже за апрель не имели полной зарплаты.
«До войны я был королем жизни, потому что в портах обычно нормальные зарплаты. Началась война, порт стал, в августе начал работу. Простой, денег нет, за апрель вот получили часть», – рассказал мужчина.
Порт уже дважды обстреливали 25 февраля россияне подвели два иностранных корабля на входе в «Южный», а в апреле прошлого года запустили ракеты, уничтоженные украинским ПВО.
Многие сотрудники не понимают – почему россия проводит инспекции судов и как такое можно было допустить?
«Украина вырастила урожай, Украина хочет вывезти его, продать – какое ка...пам до того дело? Что это за проверки и не допуски могут быть?», – говорит сотрудник.
Ещё хуже приходится водителям-дальнобойщикам, вынужденным неделями стоять и ждать разгрузки фур с продовольствием.
«Наша агрофирма из Киевской области договорилась о продаже зерна. Чтобы вы понимали, по продаже этого зерна людям должны были выплатить деньги за паи. Для многих крестьян эти деньги – это возможность заплатить за газ, использованный зимой. В начале мая должны были отгрузить зерно в порту. Я три недели простоял загруженный в очереди. Теперь бросаю работу. Потому что пока ездишь, немного зарабатываешь, а неделями простаивать – это где-то 200 гривен в день платят. Этого даже на еду не хватает, чтобы прокормить себя. Мы с ребятами возим с собой картошку, закрутку и таганок – так и выкручивались. Как следствие – так и не разгрузились, зато руководство нашло место для зерна на одном из элеваторов Черкасской области. Там пока разгрузили всё. На месте перекупщики его сейчас просто не покупают – невозможно вывозить», – рассказывает Владимир, водитель-дальнобойщик.
По его словам, если не решить проблему с портами, уже осенью Украину будет ждать коллапс, ведь на подходе новый урожай.
Вместе с тем, среди персонала ходят слухи, что вскоре порт возобновит работу. В Министерстве сельского хозяйства понимают проблему и уже разработали план «Б».
По словам Николая Сольского, Киев предложит страховые гарантии компаниям, чтобы они продолжали поставки без участия россии в новом соглашении. Такой план исключает четвертую сторону (россию) из зерновой сделки.
Министр сельского хозяйства Украины утверждает, что правительство Украины уже создало специальный страховой фонд (547 млн $) – для компаний, чьи суда будут заходить в украинские порты Черного моря по новому соглашению.
«Если нас полностью заблокируют, что почти произошло (уже) фактически, то перевозчики могут пройти через этот коридор с гарантированной страховкой от нашего правительства», – заявил Сольский.
Именно на это рассчитывают сейчас в порту Южный.
Россия ограничивает проход судов в порт Южный с самого начала возобновления действия зернового соглашения 18 мая, а фактически с апреля-месяца. Страна-агрессор требует, чтобы Украина запустила работу аммиакопровода Одесса – Тольятти. В Украине отвечают:в рамках «зернового соглашения» мы не брали на себя такие обязательства.
В Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры утверждают, что запуск аммиакопровода не входит в «зерновое соглашение» и регулируется меморандумом между россией и ООН, а по сути является декоративным заявлением, по которому ООН должна способствовать запуску. В ООН ранее уже предложила россии, Украине и Турции начать подготовительную работу по транзиту российского аммиака через Украину. То есть свою миссию ООН выполнила. Но согласятся ли все стороны принять это предложение – вопрос остается открытым.
Аммиакопровод Тольятти – Одесса имеет протяженность около 2,4 тыс. километров. Берёт начало в городе Тольятти, куда аммиак загружают компании Тольяттиазот российского олигарха Дмитрия Мазепина и Минудобрения одного из соратников путина — Аркадия Ротенберга.
Украинскую часть аммиакопровода контролирует госпредприятие «Укрхимтрансаммиак». Конечным пунктом поступления газа является Одесский припортовый завод. По данным украинской компании, в довоенный 2021 год транзит составил 2,3 млн тонн, а за 2022 год – до начала полномасштабного вторжения – Россия прокачивала до 200 тысяч тонн газа в месяц. Если транзит будет возобновлен, выручка россии за месяц составит 200 млн. долларов, или 2,4 млрд. долларов в год. Украина покупала около 18 % российского аммиака.
Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков в конце мая сообщил, что Украина может рассмотреть вопрос восстановления транзита российского аммиака через свою территорию, если получит четкие гарантии от ООН и России, что зерновое соглашение будет работать стабильно.
Для россии аммиакопровод критически важен, ведь это единственный путь для транспортировки аммиака. При этом в марте 2023 года правительство России утвердило «дорожную карту» строительства первого в России терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамане. Новый комплекс, который планируется запустить в начале 2024 г., заменит остановленный год назад экспортный маршрут через Одессу. На первом этапе таманский терминал, как ожидают в россии, сможет переваливать 1,5 млн т аммиака в год, а к концу 2025 года — 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида. А пока российские производители терпят убытки.
Впрочем, запуска аммиакопровода боятся обе стороны – и в Украине и в россии считают, что при его запуске, аммиакопровод могут просто взорвать, как это произошло с «Северными потоками». Украина не хочет дать возможность заработать россиянам, чтобы производить новые ракеты для обстрелов, российские патриоты тоже выступают против – ведь тогда россия Украине вынуждена будет платить за транспортировку аммиака, что пророссийские граждане категорически не могут допустить.
Ранее Информатор сообщал, что Киев готов рассмотреть возможность разрешить транзит российского аммиака через свою территорию для экспорта при условии, что недавно восстановлена Черноморская зерновая инициатива будет расширена и будет включать больше украинских портов и более широкий спектр товаров.