Украинцы могут безотчётно поднимать цену под влиянием паники
Потребности и сумма в кошельке покупателей изменились. В результате изменился и бизнес. Спрогнозировать цены в условиях войны сложно, однако некоторые вызовы перед предпринимателями и посетителями магазинов очевидны. Учитывая это, эксперты высказали свое мнение о подорожании товаров накануне зимы.
Прежде чем узнать, чего ожидать в дальнейшем, мы решили проанализировать – а что уже произошло с ценами на восьмой месяц войны. И посмотрели на Госстате, как они изменились в январе-сентябре по сравнению с первым полугодием прошлого года. Больше всего подорожали овощи — на 70 %. Дальше – топливо, на 53 %. Цена на остальные товары и продукты поднялась в среднем на 16-28 %.
Логистика
Удорожание топлива – одна из причин стоимостной логистики. Закономерно то, что за счёт этого поднимаются в цене и товары. Это объяснил руководитель PR-центра Varus Александр Шуть.
«Это влияет не изо дня в день потому, что вся продукция закупается крупными партиями по заранее согласованным контрактам. Поэтому отпускается по какой-то цене, которая стремительно не растет, она постепенно растёт», – сообщил представитель сети супермаркетов.
Именно на основании удорожания логистики директор по развитию 4Service Ukraine Виктория Скорбота объяснила повышение цен на определённые товары. Ведь то, что раньше завозили по морю, теперь завозят по дороге.
Топ продуктов в супермаркете
Александр Шуть привел список наиболее популярных продуктов среди покупателей. На первом месте — банан, он пользуется спросом и летом, и зимой. На втором месте – куриное филе, голени или что-то другое из курятины.
«Даже в гендерном разрезе «женщины и мужчины» — всё равно все берут бананы почему-то и куриное мясо».
Зимой в этот список войдут и цитрусовые, ведь это сезонный фрукт. Весной так же: если появляются первые ягоды, овощи, фрукты, соответственно, они тоже приобретают популярность перед желающими посмаковать чем-нибудь сезонным.
А вот реже стали покупать рыбу, алкоголь и сладости – такие данные приводит исследование 4Service Ukraine.
Как покупатели влияют на цены
По словам Александра Шутя, поведение покупателя играет большую роль в ценообразовании. В качестве примера привел ситуацию с солью, когда под Бахмутом начались боевые действия, и завод прекратил свою деятельность. Соль исчезла, и вокруг неё начался такой ажиотаж, что спрос превысил предложение. У производителей не хватало складских запасов, поэтому они отпускали товар по более высоким ценам.
Руководитель PR-центра Varus объяснил, что у покупателей такое поведение, что когда заканчивается соль, они автоматически закупают многие гречки, другие крупы и сахар. По его словам, гречка подорожала в 3-4 раза. Таких посевов у нас не было, а импортная очень долго уходила.
«Как правило, эта доля клиентов, поддающаяся панике, они быстро все скупают и успокаиваются. И соответственно, сразу падает спрос, и цены выравниваются. К примеру, почти вся соль в Украине импортная, и она по ценам как украинская».
Повлияло и то, что завод в Бахмуте удовлетворял 99 % спроса на соль в Украине. После того как он закрылся, пришлось ждать появления на рынке другой соли в достаточном количестве.
Виктория Скорбота рассказала, что есть сферы, которые в более тяжёлом состоянии, чем супермаркеты, ведь люди ели и будут есть. Однако они переориентировались на более дешевые категории по соображениям экономии. К примеру, свинину берут реже, чем курятину. Или берут бакалею, потому что не знают, как будет со светом, а это товары длительного хранения. Или предпочитают сезонные фрукты потому, что цена на экзотические выше. И берут их не в супермаркетах, а на рынке. Но директор говорит, что к зиме это выравнивается.
Следовательно, ажиотаж в магазинах может стать одной из причин повышения цен. Так что покупать надо с умом
Раньше мы писали, почему в Украине подорожали яйца и возник дефицит лука. О том, будет ли дорожать бензин читайте здесь.
София Елагина