UA

Почему дешевеет нефть и что будет с ценами на топливо в Украине

Читати українською

Люди жалуются на качество горючего.

Читати українською
Почему дешевеет нефть и что будет с ценами на топливо в Украине

Люди жалуются на качество горючего.

Западные аналитики называют несколько причин удешевления нефти. В Украине цены не будут расти из-за возвращения акцизов на горючее. Однако они могут повыситься из-за удорожания нефти. 

Об этом в интервью рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Ситуация на рынке становится катастрофической из-за качества нефтепродуктов. 

Цены на горючее 

Цены на горючее состоят из нескольких составляющих, две наибольшие из них:

  • себестоимость нефтепродукта, который покупает трейдер; 
  • налоговая составляющая. 

«Мы будем иметь увеличение налоговой составляющей, а точнее её появление потому, что у нас были нулевые акцизы. То есть она появляется, но сейчас такой период, когда другая составляющая (себестоимость закупки горючего) уменьшается и соответственно мы не будем иметь сейчас повышений на заправочных станциях. В контексте последних событий, когда нефть провалилась ниже 90 долларов за баррель, у нас будет даже сохраняться потенциал для уменьшения дальнейшей цены. Единственное что, если цена на нефть будет такой низкой», – заявил Куюн. 

То есть всё зависит от цены на нефть, если они дальше будут снижаться, цены будут либо такими же или даже меньше. В любых условиях можно говорить, что цена на заправках однозначно не возрастёт. Автогаз под вопросом потому, что на него тоже цена падает вместе с нефтью и не факт, что она ещё вырастет. 

«Если и была вероятность, то в пределах одной гривны на литр, но сейчас из-за того, что мировая цена продолжает падать, возможно избежим любых колебаний», – подчеркнул Куюн. 

У нас 70 % рынка газа попадает по импорту, у него есть свои особенности ценообразования. Он не всегда зависит от цен на нефть и нефтепродукты, но в большинстве своем повторяет динамику цен на нефть. Соответственно, он будет дешеветь и дешевеет. 

Об удешевлении нефти 

Западные аналитики говорят, что причиной падения цен на нефть является рецессия, укрепление курса доллара. Однако эти же причины они могут назвать и когда цены на нефть пойдут в гору. Трейдеры не воспринимают это как долгосрочную тенденцию. Они говорят, что если цена провалится ниже 80 долларов за баррель, то к новому году она может стать 150 долларов за баррель. 

«Мир и особенно Европа готовятся к эмбарго, сначала в декабре — нефтяное, а в феврале будет на нефтепродукты. Поляки нервничают... Если ситуация по нефти более-менее спокойная, нет ожидания декабрьских событий, то по нефтепродуктам (особенно дизтопливо — три) миллиона в месяц), как заместить вот эти российские объёмы, есть  достаточно серьёзные опасения, компании нервничают. Никто не хочет подписывать терм-контракты (годовые) с обязательствами по поставке. Никто не может и не хочет гарантировать, что эти объёмы для Украины будут», – сказал Куюн. 

Сколько Украина потеряла от ракетных ударов оккупантов по нефтебазам 

По подсчетам, разрушены чуть менее 30 нефтебаз. Это самые большие терминалы. Долго пробовали понять логику этих ударов. С 2014 года все контракты на поставку российского дизтоплива в Украину, они нуждались в отдельной процедуре и регистрации в федеральной службе экспортного контроля россии. Там нужно было задекларировать: откуда ты везешь. 

«Там была конспирология, что кто-то проник в базу данных налоговой по каким-то акцизным накладным. Они всё это видят и соответственно эти все базы были разрушены. Разрушения и убытки разные. То, что задекларировано сейчас: Amic — 20 миллионов долларов убытков из-за войны, ОККО — 25 миллионов долларов, в более или менее крупных сетях тоже сопоставимые затраты. Компании документируют все последствия для того, чтобы иметь подтверждение для дальнейшего возмещения ущерба», – добавил Куюн. 

О мини-НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы)

Ситуация на рынке становится катастрофической из-за качества нефтепродуктов. Люди жалуются на качество горючего. По его словам, добыча газоконденсата в стране сохранилась. 

«Его нельзя остановить, потому что сопутствующий продукт добычи природного газа, который нам сейчас очень нужен. Куда его девать, этот конденсат? Экспортировать его нельзя, а перерабатывать негде, потому что легальные заводы разрушены — Кременчуг, Шебелинка. Цена на конденсат падает и здесь появляются мини-НПЗ. Цена стабилизированного бензина (продукт прямой перегонки конденсата) до 15 гривен за литр. На колонке продукт стоит 50 гривен, а стабилизированный бензин 15 гривен, в три раза дешевле и его куча», – акцентировал Куюн. 

По его подсчетам сейчас работают 10 мини-НПЗ. Объемы – 35 тысяч тонн сырья в месяц, то есть 20 тысяч тонн бензина. Это до 20 % рынка. 

Что этому предшествовало

После ударов оккупантов по топливной инфраструктуре Украина стала критически зависимой от импорта нефтепродуктов. Известно, что страна увеличивает объёмы импорта топлива. Поэтому сейчас нет ажиотажа на горючее, на АЗС отсутствуют очереди, а цены не демонстрируют тенденции к стремительному росту. По прогнозам потребления в сентябре-декабре ежемесячно в нашей стране требуется 500-550 тысяч тонн горючего. 95 % импортированного бензина и 72 % дизельного топлива мы получаем из стран ЕС. Лидерами снабжения являются Румыния, Литва, Словакия, Греция, Болгария и Польша. Украинцы могут бесплатно получить горючее – детали здесь.

Следует ли ожидать повышения цен на топливо на фоне возврата акциза

В ближайшее время повышение цен на топливо не ожидается. Топливные сети смогут включить налог в существующую цену без её увеличения. Дефицита горючего не будет. Рынок сейчас полностью обеспечен горючим. Наблюдается даже профицит нефтепродуктов – операторы сумели накопить резервы и запасы, которых не хватало в период дефицита. Возврат акциза прибавит к цене топлива 3,5-4 грн за литр, в то время как цена на нефть за последние три месяца упала со 120 до 88 долларов за баррель. 

Напомним, в Украине решили вернуть акцизы на горючее.

Кроме того, украинское водительское удостоверение адаптировали к документам ЕС.

Также Информатор писал, стоит ли бояться нового топливного кризиса

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.