Люди жалуются на качество горючего.
Западные аналитики называют несколько причин удешевления нефти. В Украине цены не будут расти из-за возвращения акцизов на горючее. Однако они могут повыситься из-за удорожания нефти.
Об этом в интервью рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Ситуация на рынке становится катастрофической из-за качества нефтепродуктов.
Цены на горючее состоят из нескольких составляющих, две наибольшие из них:
«Мы будем иметь увеличение налоговой составляющей, а точнее её появление потому, что у нас были нулевые акцизы. То есть она появляется, но сейчас такой период, когда другая составляющая (себестоимость закупки горючего) уменьшается и соответственно мы не будем иметь сейчас повышений на заправочных станциях. В контексте последних событий, когда нефть провалилась ниже 90 долларов за баррель, у нас будет даже сохраняться потенциал для уменьшения дальнейшей цены. Единственное что, если цена на нефть будет такой низкой», – заявил Куюн.
То есть всё зависит от цены на нефть, если они дальше будут снижаться, цены будут либо такими же или даже меньше. В любых условиях можно говорить, что цена на заправках однозначно не возрастёт. Автогаз под вопросом потому, что на него тоже цена падает вместе с нефтью и не факт, что она ещё вырастет.
«Если и была вероятность, то в пределах одной гривны на литр, но сейчас из-за того, что мировая цена продолжает падать, возможно избежим любых колебаний», – подчеркнул Куюн.
У нас 70 % рынка газа попадает по импорту, у него есть свои особенности ценообразования. Он не всегда зависит от цен на нефть и нефтепродукты, но в большинстве своем повторяет динамику цен на нефть. Соответственно, он будет дешеветь и дешевеет.
Западные аналитики говорят, что причиной падения цен на нефть является рецессия, укрепление курса доллара. Однако эти же причины они могут назвать и когда цены на нефть пойдут в гору. Трейдеры не воспринимают это как долгосрочную тенденцию. Они говорят, что если цена провалится ниже 80 долларов за баррель, то к новому году она может стать 150 долларов за баррель.
«Мир и особенно Европа готовятся к эмбарго, сначала в декабре — нефтяное, а в феврале будет на нефтепродукты. Поляки нервничают... Если ситуация по нефти более-менее спокойная, нет ожидания декабрьских событий, то по нефтепродуктам (особенно дизтопливо — три) миллиона в месяц), как заместить вот эти российские объёмы, есть достаточно серьёзные опасения, компании нервничают. Никто не хочет подписывать терм-контракты (годовые) с обязательствами по поставке. Никто не может и не хочет гарантировать, что эти объёмы для Украины будут», – сказал Куюн.
По подсчетам, разрушены чуть менее 30 нефтебаз. Это самые большие терминалы. Долго пробовали понять логику этих ударов. С 2014 года все контракты на поставку российского дизтоплива в Украину, они нуждались в отдельной процедуре и регистрации в федеральной службе экспортного контроля россии. Там нужно было задекларировать: откуда ты везешь.
«Там была конспирология, что кто-то проник в базу данных налоговой по каким-то акцизным накладным. Они всё это видят и соответственно эти все базы были разрушены. Разрушения и убытки разные. То, что задекларировано сейчас: Amic — 20 миллионов долларов убытков из-за войны, ОККО — 25 миллионов долларов, в более или менее крупных сетях тоже сопоставимые затраты. Компании документируют все последствия для того, чтобы иметь подтверждение для дальнейшего возмещения ущерба», – добавил Куюн.
Ситуация на рынке становится катастрофической из-за качества нефтепродуктов. Люди жалуются на качество горючего. По его словам, добыча газоконденсата в стране сохранилась.
«Его нельзя остановить, потому что сопутствующий продукт добычи природного газа, который нам сейчас очень нужен. Куда его девать, этот конденсат? Экспортировать его нельзя, а перерабатывать негде, потому что легальные заводы разрушены — Кременчуг, Шебелинка. Цена на конденсат падает и здесь появляются мини-НПЗ. Цена стабилизированного бензина (продукт прямой перегонки конденсата) до 15 гривен за литр. На колонке продукт стоит 50 гривен, а стабилизированный бензин 15 гривен, в три раза дешевле и его куча», – акцентировал Куюн.
По его подсчетам сейчас работают 10 мини-НПЗ. Объемы – 35 тысяч тонн сырья в месяц, то есть 20 тысяч тонн бензина. Это до 20 % рынка.
После ударов оккупантов по топливной инфраструктуре Украина стала критически зависимой от импорта нефтепродуктов. Известно, что страна увеличивает объёмы импорта топлива. Поэтому сейчас нет ажиотажа на горючее, на АЗС отсутствуют очереди, а цены не демонстрируют тенденции к стремительному росту. По прогнозам потребления в сентябре-декабре ежемесячно в нашей стране требуется 500-550 тысяч тонн горючего. 95 % импортированного бензина и 72 % дизельного топлива мы получаем из стран ЕС. Лидерами снабжения являются Румыния, Литва, Словакия, Греция, Болгария и Польша. Украинцы могут бесплатно получить горючее – детали здесь.
В ближайшее время повышение цен на топливо не ожидается. Топливные сети смогут включить налог в существующую цену без её увеличения. Дефицита горючего не будет. Рынок сейчас полностью обеспечен горючим. Наблюдается даже профицит нефтепродуктов – операторы сумели накопить резервы и запасы, которых не хватало в период дефицита. Возврат акциза прибавит к цене топлива 3,5-4 грн за литр, в то время как цена на нефть за последние три месяца упала со 120 до 88 долларов за баррель.
Напомним, в Украине решили вернуть акцизы на горючее.
Кроме того, украинское водительское удостоверение адаптировали к документам ЕС.
Также Информатор писал, стоит ли бояться нового топливного кризиса.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.