В Ощадбанке сообщили, что подобные ситуации возможны, в соответствии с особенностями переводов и правил международных платежных систем
Клиентка Ощадбанка столкнулась с ситуацией, которую сама назвала «навязыванием кредита обманным путем». Она получила на карточку ожидаемый перевод, отображающийся в мобильном приложении банка, и сразу начала пользоваться этими деньгами. Однако впоследствии оказалось, что на самом деле средства не были засчитаны, а тратились кредитные. Об этом говорится в публикации Минфина.
По словам женщины, деньги поступили и отображаются на карте. Однако Ощадбанк говорит, что они не засчитаны.
"Случайно зашла в приложение и увидела, что есть какой-то кредит, которого никогда не брала, и долг! На горячей линии банка сотрудник сообщил, что деньги перевода еще не засчитаны и поэтому оформлен кредит. Хотелось бы узнать, как это может быть, что деньги пришли и отображаются на карте, но банк говорит, что они еще не засчитаны?", - интересуется женщина.
В Ощадбанке сообщили, что подобные ситуации возможны в соответствии с особенностями переводов и правил международных платежных систем. Однако отметили, что клиент при этом не несет никаких финансовых потерь.
"Согласно договору комплексного банковского обслуживания Ощадбанка (п. 6.2.), в случае возникновения несанкционированного овердрафта, плата за пользование им наступает только на шестой день после его возникновения. Соответственно, ни о каком навязывании кредита речь идти не может", - указали в Ощадбанке.
В банке также выразили готовность идти навстречу клиенту и предлагают в случае возникновения дополнительных вопросов обращаться к ним.
Несмотря на заверение банка в правомерности собственных действий, юристы в данной ситуации прослеживают признаки нарушения. По словам Ильи Колесника, речь идет, в частности, о ненадлежащем информировании о состоянии счета.
"Если на счету клиента отразилась сумма, которая фактически не была засчитана, но она выглядела как доступная для пользования (например, "доступный остаток" включал неподтвержденную сумму), это может: вводить клиента в заблуждение; противоречить стандартам информирования; потенциально быть технической ошибкой банка, которая, однако, не снимает с него ответственности перед клиентом" - объяснил Колесник.
Кроме того, он усматривает признаки навязывания кредита. Ведь если клиент воспользовался суммой, которой не было на счету, и банк после этого списал деньги, как кредит, без отдельного согласия клиента, это может квалифицироваться, как навязывание финансовой услуги. Это, по словам юриста, прямо запрещено законом. Для разрешения ситуации он рекомендует клиенту обратиться в банк с письменной претензией: требовать объяснения его действий и на основании каких документов они были совершены.
Если ответ банка не удовлетворяет, следует писать жалобы в НБУ, Госпродпотребслужбу и финансовому омбудсмену. В конце концов, юрист обращает внимание, что клиент имеет право на обжалование таких шагов банка с перспективой положительного решения вопроса в судебном или внесудебном порядке. Конечно, всегда лучше играть на опережение и застраховать себя от попадания в подобные ситуации. А для этого он советует: