Воры перевели деньги на карту дочери
Вечером 22 марта 2018 у женщины перестал работать номер телефона мобильного оператора Lifecell, который был привязан к карточке «ПриватБанка». На следующий день, 23 марта, её дочь рассказала, что у неё также не работал номер этого оператора и кто-то украл деньги с карты «ПриватБанка». Дочь посоветовала матери тоже проверить, не исчезли ли у неё сбережения.
После этого женщина сразу обратилась в отделение «ПриватБанка» возле работы. Там посоветовали обратиться в другое отделение в службу безопасности. Когда женщина туда дошла, то узнала – кто украл средства с её счета. Она сразу позвонила по телефону на номер клиентской поддержки 3700. Оператору банка она рассказала, что нужно немедленно заблокировать карточку.
Оказалось, что в отделении Lifecell в Черкассах её финансовый номер заблокировали из-за замены SIM-карты. После этого, в ночь с 22 на 23 марта 2018 неизвестные несколько раз с её карточного счёта на карту её дочери через программу «Приват 24» переводили средства. Кроме того, на её имя воры взяли кредит у MoneyWeo. В общей сложности было списано 12 тыс. 977,12 грн.
Для того чтобы сделать всё возможное и вернуть деньги, 24 марта женщина обратилась с заявлением в полицию. Там внесли сведения в Единый реестр по факту мошенничества.
После этого женщина не раз обращалась в «ПриватБанк» с просьбой вернуть украденные у неё деньги. Однако там этого не сделали, и она вынуждена была подать иск в суд.
Женщина просила суд взыскать с «ПриватБанка» 24 тыс. 631,70 грн. В эту сумму входило 12 тыс. 977,12 грн украденных сбережений, 1 тыс. 654, 58 грн пени и 10 тыс. грн морального ущерба. Однако в «ПриватБанке» заявили, что она обратилась к ним с требованием вернуть украденные средства и уплаты пени только в июле, а не безотлагательно, как это нужно было сделать.
В ответ на запрос суда оператор Lifecell сообщил, что смена SIM-карты началась с телефонного звонка. 22 марта в 15.42 на короткий номер контакт-центра оператора позвонили с анонимного предоплаченного номера. После соединения мошенник перешел в голосовое меню самообслуживания и дошел до разделов «сделки с SIM-картой» и «Блокировка SIM-карты». Указав номер женщины, неизвестный ответил на вопрос о последних звонках с него и сумме пополнения.
После этого на номер мошенника система отправила электронное сообщение с номером блокировки. В тот же день, 22 марта, в магазин Lifecell в Черкассах пришли и сменили симку. Камеры видеонаблюдения в магазине не работали, поэтому установить личность не удалось.
В свою очередь «ПриватБанк» сообщил, что когда мошенники переводили деньги, они правильно ввели номер банковской карты женщины, указали срок её действия и CVV2. После этого транзакция была подтверждена через мобильный телефон, sim-карту к которому успели заменить. Но банк полагал, что выполняет волю своей клиентки.
Поскольку женщина не доказала, что она не передавала свои данные и не теряла телефон или карточку, суд решил, что она сама была виновата. Поэтому в феврале 2019 года судья Сосновского райсуда Черкасс решил, что «ПриватБанк» ничего выплачивать не должен.
Женщина не согласилась с этим решением и подала на него жалобу. Но судьи не нашли неправильную трактовку норм закона в решении своего коллеги. И в апреле 2019 коллегия Апелляционного суда Черкасской области постановила, что решение останется без изменений.
У женщины оставалась последняя надежда. В мае 2019 года она подала жалобу в Верховный Суд. Женщина настаивала, что как только она узнала о списании средств, сразу сообщила об этом «ПриватБанк» через номер клиентской поддержки 3700. И там этого не отрицали. А выводы, что именно она виновата неверными, потому что банк не доказал какую именно информацию она якобы потеряла. Однако это ей не помогло. В июле 2020 года Верховный суд поставил точку по этому делу и отказал женщине в её иске.
Информатор рассказывал, что воры сначала заблокировали сим-карту, а затем украли деньги с карты «ПриватБанка».