В соцсетях стало модным хвастаться уклонизмом
Украинским сегментом интернета распространяется новый "тренд" - так называемое "уклонение". Некоторые интернет-магазины продают футболки с надписями "Ухилянт" или "Жена ухилянта", с подобными надписями выпускают торты и капкейки, об уклонении слагают песни, это слово даже навешивается вместо номерного знака на автомобиль. Часть общества смеется над подобным, а часть возмущается, считая это плевком в лицо защитникам. Как уклонение разделило украинцев, выяснял "Информатор".
Спрашивается, а как должны украинские защитники реагировать на мужчин, которые носят такие вещи. Здесь без драки может не обойтись
"Представьте себе ситуацию: идет по улице, магазину, кафе и т.д. мужчина в футболке с надписью "Уклонист". Рядом с женщиной, у которой надпись "Жена уклониста". Навстречу идет солдат, который наконец получил маленький отпуск из полного ада. Идет и радуется , что удалось выжить в самых сложных условиях, и одновременно скорбит по погибшим побратимам. Еще у него голова гудит после контузии и от ПТРС. Либо идет отец погибшего бойца, либо потерявшего дееспособность. Он / они видит персонажа с такой надписью на одежде, и молча дают ему в ухо, или нос, или еще куда-нибудь. А в дополнение – пинка жене персонажа. Интересно, какими будут юридические последствия в такой ситуации, учитывая, что персонаж намеренно провоцировал граждан на девиантные действия? Имею в виду ситуацию, когда уклонист получил реальную травму, и у него хватило наглости обратиться к правоохранителям", - пишет в соцсетях Тарас Тарасов.
Ему ответила жена военного, что обязательно приобретет такую футболку для мужа-штурмовика – просто, чтобы все знакомые посмеялись. Некоторые пишут, что уклонист сегодня – это звание человека, осознавшего, что воры и аферисты решили лишить его жизни ради собственных интересов.
"Вот футболка "Я ухилянт" - самое отвратительное, что я видел за последние дни. Я понимаю, что человек может бояться идти воевать. Но с гордостью носить на себе эту надпись – это плюнуть на всех, кто сейчас носит пиксель или мультикам. И это ведь не только кто-то носит, это еще кто-то печатает и продает. Интересно, как скоро им начнут бить морды?», – пишет другой комментатор.
Некоторые считают новый тренд смешным, некоторые оправдывают уклонение – как способ протеста против коррупции.
"Мне физически больно, когда я вижу как пиксель надевают все кому не лень. В этой форме умирают. В этой форме хоронят лучших людей этой страны. Но футболки "Ухилянт" и "Дружина ухилянта" просто вгоняют в отчаяние. Бояться мобилизации нормально. Бояться ранения и смерти - более чем нормально. Но гордиться тем, что ты уклонист да еще носить футболки (кстати, чтобы что? Показать раненым военным или женам и матерям защитников, какое ты чмо?) - это уже за гранью", - пишет еще одна комментатор.
Между тем видео и фото людей с такими надписями распространяются в соцсетях с хэштегом #ухилянт. Ширятся сетью и мемы. Некоторые уже подметил, что украинское общество искусственно подстрекают.
"Во время любой войны есть те, кто ушел добровольцем, а есть и такие, которые будут сидеть дома или переплывать Тису. Это нормально. Эмоции от жены погибшего воина, которые она выплескивает в интернете, или от отца искалеченного военного - это тоже нормально. Это эмоции, от этого никуда не денешься – и их можно понять. Однако тренда на уклонение, как такового, я не заметил. Зато активно работает российская ИПСО, чтобы расколоть общество и сорвать процесс мобилизации. Поэтому должно вмешаться государство и жестоко наказывать за изготовление таких футболок, да и обществу не стоит стоять в стороне и показать свое негативное отношение к таким футболкам или песенкам", - считает аналитик и инвестиционный банкир Сергей Фурса.
Соглашается с Фурсой и Владислав Сидоренко. Он считает, что наше общество, само того не подозревая, вошло в новый "штопор".
"Этот процесс всегда был искусственным, политтехнологичным. Когда-то давно украинцев разделяли на львовских и донецких, потом были украиноязычные и русскоязычные, позже разделяли на прихожан киевского патриархата и московского, а теперь на уклонистов и не уклонистов. Все это хорошо отыгранный сценарий, если помните в 2000-х о "трех сортах украинцев". Эту концепцию, кстати, привезли на Банковую москвичи. К сожалению, новый виток этого разжигания в обществе сеется не без участия государства. И что самое страшное – не России», – выразил свое мнение Сидоренко.
Соглашается с тем, что раскола в обществе нет и бывшая военная, а ныне гражданский врач, писательница Наталья Николаева. По ее словам, наблюдается эмоциональная информационная волна в соцсетях, которая всегда более активно-радикальна, чем общество в целом.
Только по официальным данным в течение 2023 года 11 тысяч мужчин пытались незаконно пересечь границу и были задержаны. Скольким из них это удалось – неизвестно. По оценке Института демографии и социсследований, в странах ЕС сейчас находится до 850 тысяч мужчин призывного возраста.
"Следует помнить, что наше общество неоднородно. Есть и настоящие патриоты, есть патриоты на словах, умеренные, есть "моя хата с краю", а есть и пророссийские элементы - те, кого мы с 14 года называли "ватой", и просто кто "за мир и дружбу" - они не все выехали в Россию, они среди нас СБУ чуть ли не ежедневно разоблачают агентов и наводчиков среди наших граждан. Конечно, в армию они идти не хотят. Это одна часть так называемых уклонистов. Есть и те, конечно, кто просто боится. Это естественно. Так же естественно, что военных и патриотичную часть общества в тылу, тех, кто работает на армию, помогают войску, такой контингент раздражает и вызывает хейт. Особенно когда эти "уклонисты" публично демонстрируют пренебрежение к армии, дискредитируют ТЦК и государство в целом", - объясняет Наталья Николаева.
Однако настоящие уклонисты – это люди, которые получили повестку, но не появились по ней, начали скрываться. Тогда на них по закону открывается уголовное производство, а это уже забота правоохранительных органов, а не экспертов соцсетей.
"Из информационного пространства, я, как обычный гражданский человек, на данный момент не причастен к армии, и не имея доступа к секретной информации, знаю, что к концу прошлого года уголовных дел за уклонение было около 9 тысяч. То есть, официально называть уклонистами мы можем этих лиц. Но соцсети позволяют нам все, поэтому эмоциональный накал "страстей" достиг того уровня, что каждый человек, который сейчас не в армии, может считаться уклонистом, если так решил определенный блогер или просто пользователь, по его мнению, и личным убеждениям", - объясняет Николаева.
В это время возникают противостояния, перепалки, хейт и взаимные оскорбления - то, что кажется расколом. На самом деле это эмоции, потому что народ сейчас действительно эмоционально истощен, психологически травмирован, поэтому "зажигается" быстро, хотя "горит" на какую-то тему недолго, потому что темы постоянно меняются сплошным потоком.
"Российская ИПСО, конечно, отслеживает, на какие темы наиболее бурно реагирует наш народ, поэтому всегда пытается разжечь еще больше, и очевидно, что эта тема подстрекается и российскими ботами в том числе", – объясняет врач.
Вместе с тем, Украина сейчас должна мобилизовать в ряды ВСУ определенное количество людей. Согласно опросам, более 20% мужчин не готовы идти в армию, но более 70% мужчин не отказываются служить, когда им придет повестка.
"Вот с этой категорией и должно работать государство - в информационном пространстве в том числе. Потому что если их всех обобщенно обзывать уклонистами и хейтить, то это, конечно, будет вызывать обиды и сопротивление. И это никак не будет способствовать мобилизации, а скорее наоборот. На самих уклонистов это тем более не подействует. Поэтому, пусть уклонистами занимается государство и правоохранители, согласно закону. А рядовой гражданин, военный блогер или эксперт соцсетей должен для себя решить – он хочет собирать лайки на хейте абстрактных уклонистов, или он хочет помочь на самом деле с мобилизацией. Государство сейчас стремительно пытается исправить ситуацию, по моему мнению, правильно. Развивается широкая рекрутинговая кампания. Уже открыто с десяток центров в разных городах страны, проводится разъяснительная информационная работа. Кроме того, некоторые бригады сами обладают мощной рекрутинговой системой. И как ни странно, там существует даже конкурс и испытательные экзамены. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, которые были в последние дни в ТЦК города Киева, там тоже много людей, которые приходят за повесткой. То есть мобилизация идет, люди идут. Я не могу сказать, насколько успешно - нет данных, но тенденция внушает оптимизм", - говорит Николаева.
Объясняет врач и тему вокруг футболок или капкейков с надписями. По ее словам, хайповую тему "ухилянт" в виде таких шевронов, или таких футболок используют сами военные, особенно молодые, как иронию или "стеб".
Ребята у нас с чувством юмора, а военный юмор не всем понятен. Всегда на фронте были разные свои "приколы", с шевронами, одеждой, амуницией в том числе. Даже номерной знак на военной машине с надписью "ухилянт" есть. Поэтому когда есть спрос - появляется и предложение. Производители всегда пытались заработать на трендовой теме – такая у них работа. Были и булочки "байрактар", и подушки с Арестовичем, и более скандальные и совсем смешные товары.
"Возможно кто-то из храбрых гражданских и наденет такую футболку с "ухилянтом". Но это уже его личные проблемы, если его не так поймут. Я лично не считаю это удачной шуткой или приколом, но тратить время на обсуждение неудачных шуток тоже не считаю нужным". ", – объясняет врач.
Николаева советует надо беречь нервы, не поддаваться деструктивным эмоциям и заниматься своим делом. На третьем году войны после подъема начался спад общественных настроений. Изменилось настроение людей, изменилась мотивация – это закономерность длительной войны.
Если призывы к патриотизму, совести, долгу или унижению и хейту не работают, то нужно менять методы. Сейчас государство их изменило, нужна более широкая информационная кампания, разъяснительная работа.
"Что же касается хейтеров – то это вопрос собственного эмоционального состояния человека и его моральных границ, чем правовой", - объясняет врач.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.