Обновленный Порядок также устанавливает механизм получения возмещения потерпевшим пассажиром и застрахованным водителем или машинистом в случае страхового случая
В рамках реформы пассажирских перевозок Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры 4 сентября обновило механизм страхования поездки на автомобильном и городском электрическом транспорте. Приказом Министерства №671 утвержден обновленный Порядок и условия страхования пассажирских перевозок.
Механизм страхования строился по принципу того, что перевозчик играл роль посредника между пассажиром и страховой компанией. Так, пассажир покупал билет на поездку, который включал оплату страхового полиса, страхуя сам себя за свой счет. Соответствующая информация указывалась в билете.
Перевозчик страхует свою ответственность за ущерб, причиненный пассажиру, багажу и грузу, заключая со страховой компанией соответствующий договор страхования без привлечения к этим отношениям пассажира. Таким образом, пассажир не является стороной договора для возмещения причиненного ущерба в случае наступления страхового случая. В случае наступления страхового случая соответствующее возмещение может осуществляться страховой компанией именно по непосредственному обращению пассажира. Перевозчик также вправе инициировать процесс возмещения.
То есть, если раньше пассажир сам страховал себя, ведь в билет был включен страховой полис, то теперь речь идет о страховании ответственности именно перевозчиком, который должен обеспечить соответствующий договор с компанией без необходимости привлекать в эти отношения пассажира.
Порядок распространяется на страхование ответственности автомобильного перевозчика, кроме такси и перевозки пассажиров легковым транспортом на заказ, и городского электрического транспорта за ущерб, причиненный пассажиру и багажу.
Для перевозок на такси и легковыми автомобилями под заказ также следует заключать договоры страхования. Эта норма обязательна. Если же договора страхования нет, то это нарушение Закона Украины "Об автомобильном транспорте" и лицензионных условий. Однако содержание таких договоров определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании и не регулируется утвержденным Порядком.
Также обновленные условия страхования регулируют только ответственность за вред жизни и здоровью пассажира, а также вред багажа. В то же время вопрос вреда груза соответствующим Порядком не регулируется. Для страхования перевозки груза также следует заключать соответствующие договоры, а их отсутствие – нарушение закона и лицензионные условия. Однако содержание таких договоров также определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании.
Важно, что при каждой перевозке на борту транспорта у водителя должен быть страховой полис или заверена перевозчиком копия договора ответственности. Кроме этого, перевозчик обязан информировать пассажира о реквизитах заключенного договора между перевозчиком и страховой компанией, размере страховой суммы в билетах и в салонах транспортных средств.
Также Порядок устанавливает минимальную страховую сумму, на которую перевозчик обязан застраховать ответственность в расчете на одного потерпевшего. Она составляет 320 тысяч гривен за вред жизни и здоровью. Указанная сумма рассчитана на основе автогражданки, поэтому их увеличение также будет происходить синхронно. Если же размер страховой суммы в автогражданке превысит 140 минимальных заработных плат, то рост прекратится. По желанию, перевозчик может страховать свою ответственность и на большую сумму.
В то же время минимальные размеры страхования ответственности за ущерб, причиненный багажу, не устанавливаются. Перевозчик сможет выбирать себе оптимальный вариант с учетом своих возможностей и конкуренции за пассажира.
За вред здоровью и жизни пассажира устанавливаются порядок расчета размеров страховых выплат для разных случаев. Порядок расчетов выплат за ущерб багажу остается по усмотрению перевозчика и страховой компании.
Первое, что важно знать о страховании водителей и машинистов от несчастных случаев: оно распространяется на все предприятия независимо от формы собственности. К примеру, это может быть коммунальное предприятие. Таким образом, страхование распространяется на все предприятия, имеющие в штате водителей или машинистов автомобильного и городского электрического транспорта. Договор на страхование заключается между предприятием и страховой компанией в пользу работника.
Минимальный размер страховой суммы составляет 60 минимальных заработных плат на начало года заключения договора, сейчас это 426 тысяч гривен. Однако предприятие вправе заключать договоры и на большие суммы. Также установлен порядок расчета страховых выплат в зависимости от причиненного ущерба.
Обновленный порядок также устанавливает механизм получения возмещения потерпевшим пассажиром и застрахованным водителем или машинистом в случае страхового случая.
Для этого определено содержание заявления о страховой выплате. Оно представляется непосредственно человеком, имеющим на него право. Например, пассажиром, водителем или машинистом, их наследниками или законными представителями.
Заявление о выплате подается непосредственно страховой компании. Форма заявления может быть бумажной или электронной, в зависимости от выбора заявителя. Порядком также определены документы, которые следует добавить к заявлению о страховой выплате, связанном с ущербом, причиненным пассажиру.
Так, пассажир может подтвердить свое пребывание в транспортном средстве при перевозке:
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о страховой выплате, связанной с ущербом, причиненным работнику, определяются самостоятельно работодателем и страховой компанией в договоре. Утвержденный механизм также не ограничивает человека в представлении других дополнительных документов, подтверждающих причинение ущерба и его размер.
В то же время, страховые компании обязаны оказывать консультационную помощь заявителю. Также, по требованию заявителя, страховые должны предоставить информацию о документах, которые должны быть приобщены к заявлению, их форме, способе и порядке их получения.
Также установлен срок рассмотрения заявления о страховой выплате – до 30 дней. Способ уведомления о результатах рассмотрения заявления должен быть избран по усмотрению заявителя. Предусмотрена также необходимость уведомить заявителя в случае несоответствия заявления или прилагаемых документов требованиям законодательства. Соответствующее уведомление должно содержать информацию о необходимых изменениях и отсутствовать документы или причины их несоответствия законодательству, порядок получения необходимых документов. Когда заявитель подаст исправленный пакет документов, его должны рассмотреть в течение 15 дней.
В случае если страховая компания несвоевременно сообщила заявителю о несоответствии документов, это приравнивается к выполнению всех требований заявителем. Также, в случае судебного разбирательства, сроки рассмотрения заявления о страховой выплате останавливаются.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.