UA

"Антиахметовский закон": что изменят новые поправки в Налоговый кодекс

Читати українською

Кабмин хочет собрать на 50 миллиардов грн больше поступлений в бюджет.

Читати українською
"Антиахметовский закон": что изменят новые поправки в Налоговый кодекс

Кабмин хочет собрать на 50 миллиардов грн больше поступлений в бюджет.

Кабинет министров зарегистрировал в парламенте законопроект №5600 с поправками в Налоговый кодекс. В пояснительной записке сказано, что нардепам предложат расширить земельный налог, обложить пиво акцизом в зависимости от крепости, вместо литража, изменить экологический налог и повысить ренту на добычу железной руды в 2,5 раза. Большинство положений законопроекта вступают в силу с 1 июля 2021 года.

Информатор разобрался, что изменится с введением налоговых поправок. 

Журналисты уже назвали эти инициативы «антиахметовским законом» из-за изменения формулы расчета рентной платы за добычу железной руды. Когда на последней пресс-конференции президента Владимира Зеленского спросили об этом налоге, гарант ответил: «Мы понимаем четко, кто из предпринимателей сколько зарабатывает... Мы точно понимаем, как сделать так, чтобы никто не пострадал, никто не закрывал бизнес. Но давать возможность, когда у нас война, когда нам сложно, когда нечем платить пенсии людям, за счет государственных недр зарабатывать 200-300% мы не дадим». Напомним, что холдинг «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского добывает 60% железной руды в Украине.

По словам эксперта Экономической Экспертной Платформы, старшего экономиста CASE Украина Владимира Дубровского, цель законопроекта не столько бизнес Ахметова, сколько задача собрать побольше налогов.

«У рудного бизнеса собираются откусить около 3 млрд грн в год. В то же время, основной фискальный эффект – почти втрое больше – МинФин собирается получить не от этого, а от повышения платы за сельскохозяйственную землю и тесно связанной с ней четвертой (аграрной) группы единого налога – ФЛП-фермеры. Еще 4-5 млрд предполагается получить за счет отмены льгот по плате на землю для компаний, добывающих полезные ископаемые. Это тоже заденет, в том числе, и ахметовский бизнес: железорудный и угольный», - написал Дубровский.

Но в Минфине говорят о справедливых налогах. Со слов министра финансов Сергея Марченко, в законопроекте есть механизмы борьбы со «скрутками» и теневым оборотом сельскохозяйственной продукции, а также со злоупотреблениями бюджетным возмещением НДС.

Предлагается освободить от налогообложения получателей льготных кредитов по программам «Доступные кредиты 5-7-9%» и «Доступная ипотека 7%».

«Кроме того, разработан еще один законопроект, предусматривающий предупреждение потерь бюджета, которые происходят за счет существования теневых схем на рынке сельхозпродукции. Бюджетное возмещение НДС при экспорте с/х будет применяться только после поступления валютной выручки за такие экспортируемые товары», – добавил министр.

В Министерстве финансов считают, что законопроект позволит получить дополнительные поступления в бюджет в размере около 50 млрд грн в год.

Что именно изменится

Законопроект об изменениях в Налоговый кодекс предполагает:

Индексацию ставок налогов:

  •       ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины увеличить на 5%;
  •       ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентной платы за специальное использование воды и рентной платы за специальное использование лесных ресурсов увеличить на 14,5%;
  •       действующую ставку акциза за 1 л пива, заменить на ставку за 1 л 100-процентного спирта, исходя из средневзвешенной прочности пива за 2019-2020 годы 4,88 процента объемных единиц и индекса потребительских цен за 2020 год 5%.

Администрирование налогов и сборов:

  •       предоставить право контролирующим органам взыскивать налоговый долг, возникший в результате неуплаты самостоятельно определенного плательщиком денежного обязательства в налоговой декларации или уточняющем расчете, за счет наличных и/или средств со счетов в банках такого должника по решению контролирующего органа без обращения в суд;
  •       установить обеспечение налоговым залогом доначисленных по результатам контрольно-проверочной работы сумм денежных обязательств, на время административного или судебного обжалования;
  •       установить временное ограничение (по решению суда) в праве выезда руководителя юридического лица - должника за границу до полного погашения налогового долга;

      предоставить право налоговым органам получать по запросу информацию от плательщика не только по факту выявленного правонарушения, но и по другим вопросам, связанным с налогообложением, возможным нарушениям в хозяйственной деятельности плательщика.

Налог на доходы физических лиц:

  •       ввести налогообложение НДФЛ по ставке 18% доходов, которые были получены от продажи в течение отчетного налогового года третьего и последующих объектов недвижимости.

Налог на прибыль предприятий:

  •       установить ограничения для крупных налогоплательщиков на перенос отрицательного значения объекта налогообложения прошлых отчетных (налоговых) лет в сумме 50% такого непогашенного отрицательного значения объекта налогообложения.

Налог на добавленную стоимость:

  •       установить ограничения бюджетного возмещения НДС для плательщиков-посредников, в случае приобретения и/или импорта товаров, которые в дальнейшем поставляются на таможенной территории Украины;
  •       расширить базы налогообложения за счет налогообложения операций по поставке всего рынка жилья (объектов жилищного фонда), кроме строящегося жилья за бюджетные средства;

      введение налогообложение НДС операций по реализации Национальным банком драгоценных металлов (кроме инвестиционного золота) физическим и юридическим лицам;

  •       ограничить возможности включения плательщиками налога в состав налогового кредита налоговых накладных, составленных более чем 6 месяцев с момента совершения сделки.

Акцизный налог:

  •       отменить льготу по акцизному налогу для плательщиков, которые занимаются поставкой электрической энергии (когенерационной (комбинированное производство тепла и электроэнергии) и/или из возобновляемых источников);

Экологический налог:

  •       ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты увеличить в 1,6 раза и предусмотреть их постепенное повышение в 8 раз в 2029 году;
  •       повысить ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 грн/т до 30 грн/тонну;
  •       повысить ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/тонну.

Рентная плата за пользование недрами:

  •       расширить базу налогообложения за счет обеспечения единого подхода к определению объекта налогообложения путем классификации добытого минерального сырья в соответствии с отраслевыми требованиями с целью устранения возможности плательщика субъективно определять стоимость полезного ископаемого;
  •       ввести дифференциацию ставок налогообложения руд железа в зависимости от размера средней фактической цены реализации определенной, как средняя стоимость железной руды по индексу IODEX 62% FE CFR China, по информации, официально отмеченная мировым информационным агентством Platts, и опубликованной на официальном сайте Минэкономики;
  •       установить корректировку базы налогообложения руд железа на коэффициент сухого веса товарной продукции (0,9).

Рентная плата за специальное водопользование:

  •       установить дифференциацию ставок рентной платы за специальное использование поверхностных вод в зависимости от 9 районов речных бассейнов вместо 14 бассейнов рек.

Плата за землю:

  •       расширить базу налогообложения за счет введения налогообложения земельным налогом земельных участков, право собственности на которые не оформлено, но они используются фактически;
  •       отменить льготы по плате за землю за земельные участки, предоставленные учреждениям науки, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (в случае нецелевого использования земельных участков);
  •       отменить мораторий на индексацию нормативной денежной оценки для всех земель, кроме сельскохозяйственных угодий, которая используется для целей налогообложения платой за землю (земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), земли населенных пунктов, других земель несельскохозяйственного назначения).

Единый налог:

  •       исключить из плательщиков единого налога 4 группы плательщиков, основным видом деятельности которых является разведение домашней птицы, страусов и перепелов;
  •       Кроме того, предлагается ввести для владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения минимального налогового обязательства с 1 гектара такой земли.

Ирина Логуш

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.