По словам адвоката, понятие «рисковый контрагент» в большинстве своем не закреплено в прямой форме в законодательстве, но активно используется в налоговой практике
В процессе хозяйственной деятельности, особенно при закупке оборудования на значительные суммы, у предприятия есть не только финансовые, но и юридические риски, связанные с контрагентами. Законодательство Украины, а также практика налоговых органов и судов обязывают налогоплательщиков проявлять должную осмотрительность при выборе поставщиков. Об этом сообщил налоговый адвокат юридической компании «Приходько и партнеры» Евгений Ясинский.
Понятие «рисковый контрагент» в большинстве своем не закреплено в прямой форме в законодательстве, но активно используется в налоговой практике. К «рисковым контрагентам» относятся компании, которые включены в перечень рисковых плательщиков согласно Порядку № 1165.
"Не забывайте, если плательщик внесен в перечень рисковых в соответствии с Порядком № 1165, система регистрации налоговых накладных часто блокирует их автоматически", - акцентировал Ясинский.
Для разблокирования необходимо предоставить объяснения и подтверждающие документы в налоговую. При этом, находясь в перечне рисковых налогоплательщиков, вероятность зарегистрировать налоговую накладную по результату представленных объяснений почти равна нулю. Следовательно, налоговый кредит за купленное оборудование вы не получите.
"К тому же вы можете быть признанным "рисковым", если совершаете массовые операции с контрагентами, уже имеющимися в перечне рисковых", - указал Ясинский.
Еще одним риском является прохождение документальных проверок. Во время проверок налоговая использует информационно-аналитические базы, так что операции с рисковыми контрагентами будут тщательно проверены. Как правило – это повод снятия до не подтверждения определенных расходов, снятия налогового кредита, увеличения объекта до налогообложения.
"Сотрудничество с рисковым контрагентом может подвергнуть сомнению реальность хозяйственной операции и привести к существенным налоговым и правовым последствиям. Надлежащая осмотрительность, подтвержденная документально, — лучшая защита как перед контрагентом, так и перед налоговым органом", - резюмировал Ясинский.
Ранее мы писали, что верно организованный порядок согласования договоров является важным инструментом управления правовыми и денежными рисками компании. Соглашение договоров должно быть не формальностью, а эффективной процедурой, позволяющей избежать недостатков в содержании договора, согласовать позиции разных подразделений и выявить потенциальные риски к моменту подписания. Как рассказывала Информатору юристка практики хозяйственного права юридической компании «Приходько и партнеры» Виктория Огородник, целью согласования договоров является проверка соответствия проекта договора интересам предприятия, обеспечение соблюдения требований законодательства, согласование технических, финансовых, хозяйственных и правовых условий, снижение риска конфликтов, убытков или судебных споров в будущем.
Вариант 1: При наличии электронной системы документооборота
В современных компаниях все чаще используются электронные системы согласования договоров (например MEDoc, SharePoint, CRM-системы, внутренние платформы). Это позволяет автоматизировать, унифицировать и отслеживать все этапы:
Ответственный отдел (инициатор) загружает проект договора в систему. Поочередно договор проверяется:
Каждое подразделение имеет возможность:
После устранения всех замечаний договор подлежит окончательному согласованию юристом, который проверяет обобщенные изменения и дает "зеленый свет" на подписание.
Вариант 2: При отсутствии электронной системы
Если у предприятия нет электронной системы, порядок согласования можно реализовать в бумажном или смешанном формате (почта + документооборот):
После внутреннего согласования договор передается в юридический отдел, который анализирует замечания других подразделений; устраняет рисковые положения; готовит финальную версию договора к подписанию. Рекомендация: даже при бумажном формате следует ввести Журнал согласования договоров или таблицу Excel для фиксации даты, ответственных и статуса договора.
Возможные последствия сотрудничества с неблагонадежным контрагентом
"Неблагонадежный контрагент" - это юридическое или физическое лицо, которое:
Основные риски на предприятии
Финансовые потери
Юридические последствия
Невозможность защитить свои интересы в суде (если контрагент "фиктивный").
Репутационные риски
Операционные задержки
Как снизить риски сотрудничества
Проверка контрагента перед заключением договора:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.