В современных компаниях все чаще используются электронные системы согласования договоров
Правильно организованный порядок согласования договоров является важным инструментом управления правовыми и финансовыми рисками предприятия. Соглашение договоров должно быть не формальностью, а эффективной процедурой, позволяющей избежать недостатков в содержании договора, согласовать позиции разных подразделений и выявить потенциальные риски к моменту подписания. Об этом Информатору рассказала юристка практики хозяйственного права юридической компании «Приходько и партнеры» Виктория Огородник.
По словам юристки, целью согласования договоров является проверка соответствия проекта договора интересам предприятия, обеспечение соблюдения требований законодательства, согласование технических, финансовых, хозяйственных и правовых условий, снижение риска конфликтов, ущерба или судебных споров в будущем.
В современных компаниях все чаще используются электронные системы согласования договоров (например, MEDoc, SharePoint, CRM-системы, внутренние платформы). Это позволяет автоматизировать, унифицировать и прозрачно отслеживать все этапы:
Ответственный отдел (инициатор) скачивает проект договора в систему. Поочередно договор проверяется:
Каждое подразделение имеет возможность:
После устранения всех замечаний договор подлежит окончательному согласованию юристом, который проверяет обобщенные изменения и дает "зеленый свет" на подписание.
Если у предприятия нет электронной системы, порядок согласования можно реализовать в бумажном или смешанном формате (почта + документооборот):
После внутреннего согласования договор передается в юридический отдел, который анализирует замечания других подразделений; устраняет рисковые положения; готовит финальную версию договора к подписанию. Рекомендация: даже при бумажном формате следует ввести Журнал согласования договоров или таблицу Excel для фиксации даты, ответственных и статуса договора.
Кто такой "неблагонадежный контрагент"
Это юридическое или физическое лицо, которое:
Финансовые потери
Юридические последствия
Невозможность защитить свои интересы в суде (если контрагент "фиктивный").
Репутационные риски
Операционные задержки
Проверка контрагента перед заключением договора:
"Эффективное согласование договоров — это не только формальное требование, а стратегический инструмент снижения рисков. Ключевую роль играет юрист, который должен осуществлять финальную проверку с учетом комментариев других отделов. Сотрудничество с ненадежным контрагентом несет реальные угрозы — финансовые, правовые, репутационные. Поэтому профилактика проблем через тщательную проверку партнера и надлежаще оформленный договор – это инвестиция в стабильность бизнеса", - резюмировала Огородник.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.