UA

Верховная Рада приняла закон о медиа — почему журналисты выступают против

Читати українською

Нацсоюз журналистов считает, что он несёт цензуру и ограничение свободы слова

Читати українською
Верховная Рада приняла закон о медиа — почему журналисты выступают против
Верховная Рада

Нацсоюз журналистов считает, что он несёт цензуру и ограничение свободы слова

Необходимость принятия в Украине закона «О медиа» назрела давно. Во-первых, потому что отечественное информационное пространство до сих пор регулировалось законодательством, созданным в «досетевую эпоху» – в 1990-х годах. А во-вторых, потому, что принятие этого закона является одним из условий для продвижения Украины на пути в ЕС. Однако содержание документа до последнего было предметом острых дискуссий, которые не прекращаются и после его вступления в силу. 

Онлайн-СМИ в законе

История разработки и принятия этого проекта охватывает почти десять лет. Сначала он задумывался как новая редакция закона Украины «О телерадиовещании». Но впоследствии в профильном комитете ВР решили включить в сферу действия проекта все виды медиа. В том числе те, которые не регулируются в Украине и не имеют статуса СМИ. Речь идёт, в частности, об онлайн-изданиях и медиа-сервисах на заказ.

Теперь в законодательное поле вводится понятие «онлайн-медиа», для которых предполагается добровольная регистрация. В Национальном совете Украины по телевидению и радиовещанию отмечают: всем зарегистрированным онлайн-СМИ, соблюдающим законы, волноваться не стоит. Обязательной регистрации для всех интернет-медиа не будет. Но называться журналистами и рассчитывать на государственную защиту представители таких СМИ не смогут.

Однако получая государственную защиту, интернет-издания попадают под жёсткое регулирование с наказаниями и санкциями. Так, например, если зарегистрированное онлайн-медиа допускает грубое нарушение, регулятор может применить к нему штраф. А в случае совершения в течение одного месяца второго или третьего грубого нарушения после применения штрафа, решение о котором не было отменено в установленном законом порядке, налагается штраф в двойном размере.

Также зарегистрированное онлайн-медиа может быть закрыто по решению суда. Такая санкция против него возможна после четвёртого грубого нарушения в течение одного месяца, если за предыдущие подобные нарушения СМИ получили штрафы.

Кроме того, предусматривается временный (на 14 дней) запрет на распространение незарегистрированных онлайн-медиа. Временный запрет применяется при значительном нарушении, если в течение одного месяца к субъекту было применено пять штрафов за такие нарушения и решение о них не было отменено в установленном законом порядке. И для этого не нужно решение суда.

А регулятор кто?

Очевидно, что онлайн-медиа нуждаются в урегулировании на уровне закона. Потому что сейчас их деятельность подпадает только под общие нормы распространения недостоверной информации, уголовно наказуемых деяний и т.д. Однако в «драконовских подходах» к регулированию интернет-изданий, содержащихся в новом законе, некоторые представители медиасообщества видят наступление на свободу слова и независимость СМИ. 

«Этот закон изменяет принципы Кодекса административного судопроизводства: сейчас государство является ответчиком, доказывающим правомерность своих действий. А закон предусматривает, что в случае медиа именно на них возлагается обязанность доказывать свою невиновность перед Национальным советом по телевидению и радиовещанию», – утверждает президент Ассоциации медиа-юристов Татьяна Котюжинская.

По её словам, в то время как по обращению Нацсовета заседание суда по санкциям против СМИ должно состояться в течение двух дней, ожидание справедливого суда по обращению медиа или журналиста не ограничено во времени.

Именно Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию признан законом «О медиа» регулятором для всех видов СМИ. Это конституционный орган, половину членов которого назначает президент, а половину – ВРУ. Председатель Национального совета Ольга Герасимьюк накануне принятия закона «О медиа» заявила, что против него может выступать только тот, кто против, чтобы Украина стала полноправным членом Европейского Союза

В принципе, сильный и независимый регулятор медиапространства является общей практикой для развитых стран ЕС. Однако в условиях Украины с её пропрезидентским монобольшим количеством в парламенте регулятор фактически попадает под контроль власти, считают медиа-эксперты.

Следовательно, власть получает инструмент влияния на информационное пространство и возможности вмешиваться в работу СМИ. Это она сможет делать через Нацсовет, который теперь получил право:

  • присылать в редакции всех СМИ обязательные для выполнения предписания
  • штрафовать все виды медиа (ТВ, радио, печатные и онлайн СМИ)
  • своим решением, без рассмотрения в суде, запрещать работу онлайн СМИ (временный запрет на распространение онлайн-медиа на 14 дней)
  • отменять регистрацию печатных СМИ
  • требовать от интернет-провайдеров блокировать доступ к интернет-изданиям (также без решения суда)
  • требовать у Youtube и Facebook удалять любой контент, а от Google – удалить результаты из поисковой выдачи пользователей (также без права редакций в защиту)
  • регулировать работу операторов кабельного и онлайн-телевидения.

«Медиасообщество с опаской относится к усилению Нацсовета и к регулированию медиа в целом, потому что есть опыт цензуры времен Кучмы и примеры неадекватного поведения действующей власти, как выброс из «цифры» каналов, близких к политическим оппонентам», – отмечает медиа-юрист Института массовой информации Роман Головенко.

По законам военного времени

«Мы вошли в 24 февраля с законодательством, которое не предусматривало практически никаких специальных норм и механизмов для борьбы с агрессором в медийном и информационном поле», – утверждает член Национального совета по телевидению и радиовещанию Александр Бурмагин.

Теперь, после вступления в силу закона «О медиа», по его словам, заработает важный механизм — возможность определения и блокирования ОТТ-сервисов агрессора. Также могут блокироваться враждебные онлайн-медиа и приниматься решение о прекращении распространения не зарегистрировавшихся печатных изданий (в мирное время регистрация для них добровольная). Если окажется, что иностранное СМИ имеет отношение к россии, его регистрация отменяется решением Нацсовета. 

Предусмотрена и специальная процедура рассмотрения дел о нарушении законодательства СМИ. В частности, регулятор будет реагировать только на грубые нарушения без проведения проверки, но с обязательной коммуникацией по медиа. 

Появились новеллы для медиа, работающих на оккупированных территориях. Их лицензии и регистрация прекращаются. После освобождения, если медиа не подаст заявление о восстановлении или его владелец получит приговор за преступление против основ национальной безопасности, регулятор принимает решение об аннулировании лицензии или отмене регистрации.

«Собственно, в части войны в законе о медиа системно улучшили все составляющие регулирования — от чёткости норм и правил до эффективности реагирования Нацсовета на нарушения, обеспечение его быстрой и эффективной работы», – утверждает Александр Бурмагин.

Стоит отметить, что даже критики закона о медиа признают: он предоставляет действительно действенные инструменты борьбы с пропагандой россии и ограничения российского влияния на украинское информпространство. 

Языковые квоты и черные списки

Также закон обновляет правила относительно языковых квот для аудиовизуальных медиа (ТВ и радио), в частности, приближает введение квоты украинского языка в размере 90 %. Правда, эта квота заработает с начала 2024 года. Однако, как утверждает Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень, фактического украинского языка уже и так гораздо больше, чем предусмотрено квотой. 

«Во-первых, изменено определение украиноязычных программ и фильмов, согласно которым они действительно должны быть украиноязычными. Во-вторых, изъята реклама с момента учета языковых квот на радио и телевидении. И ключевое – удалось добавить нормы об ответственности за унижение и попрание государственного языка», – отмечает Тарас Кремень.

Также закон «О медиа» обновляет процедуру формирования чёрных списков, то есть перечня лиц, представляющих угрозу национальному информационному пространству.

«Такие списки — это один из форматов нашего противодействия российской дезинформации и способ утверждения национальных интересов», – считает Уполномоченный по защите государственного языка.

Однако все эти новации можно было бы выделить из закона «О медиа» и принять другим законодательным актом, считает глава Национального союза журналистов Сергей Томиленко. Таким образом, Украина выполнила бы Директиву ЕС об аудиовизуальных медиауслугах. 

По словам Томиленко, закон только на 10% состоит из положений, которые Украина обязалась принять перед ЕС. Остальные тексты, по его словам, – это «желание власти получить больше влияния на медиа: выписывать им предписания, штрафы и закрывать».

«Не нужно вводить в заблуждение европейцев и думать, что вы умнее их и они не заметят инструментов цензуры, которые власти пытаются внедрить в законодательство под видом требований ЕС», – отмечает медийщик.

Ранее Информатор писал о том, как украинские онлайн-медиа придерживаются языкового закона.

Также мы объясняли, почему Ахметов отказался от своего медиахолдинга.

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.