В 2010 году «Укрзалізниця» в рамках пилотного проекта уже вводила такую услугу. Однако она не имела спроса
Сегодня около 15 % вагонов обязательно оснащены камерами видеонаблюдения и кнопками вызова проводника. Однако этого мало, чтобы обеспечить безопасность во время ночных рейсов.
О том, что «Укрзалізниця» снова попытается внедрить отдельные вагоны для женщин и мужчин стало известно 23 мая.
Такое решение компании стало ответом на петицию к правительству по безопасности женщин во время длительных поездок.
«На длинных маршрутах, когда есть необходимость сна в купейных или плацкартных вагонах, пассажиры могут испытывать дискомфорт из-за пассажиров противоположного пола. Нередки случаи неприемлемого поведения, такие как навязчивое внимание, умышленные прикосновения к другим пассажирам и т.д. В частности, известны даже случаи изнасилования в купейных вагонах», – написала в Кабмин автор петиции Ольга Ожогина.
К моменту подготовки материала такую идею поддержали почти 24 тысячи украинцев. Они согласились, что выделение «одного отдельного вагона для женщин и одного вагона для мужчин сможет сделать поездки более безопасными и предотвратить негативный опыт пассажиров».
Речь идет о нападениях и изнасилованиях мужчинами женщин во время путешествий в ночных поездах. Один из самых известных таких случаев произошел в ночь с 31 июля на 1 августа 2020 года в поезде Мариуполь – Киев». Тогда мужчина из другого купе напал на журналистку канала «Интер» Анастасию Луговую.
«В купе я была с сыном. Проснулась от ударов по голове. Неизвестный пробрался в наше купе, одет был только в трусы, заблокировал дверь и стал избивать. Прижал к кровати. Держал за горло и бил много раз», – написала Анастасия Лугова в соцсети.
Проснулся сын, а мужчина в это время уже обнажился и стал приставать. Женщина, под предлогом того, чтобы сын это не видел, вывела его из купе. Нападающий отвел её в своё купе и заблокировал дверь на верхний замок. Но из-за того, что сын звал маму, женщина смогла выйти и найти защиту у проводницы другого вагона.
Нападавшего задержали и передали полиции. Уже в октябре того же года дело дошло до суда, но нападающий — с тремя судимостями Виталий Рудько скончался в СИЗО. Ему угрожало до 5 лет тюрьмы.
«Хочу подчеркнуть, что это не конец моего дела. Меня это не остановит! Мы будем отстаивать в суде свои права, потому что за случившееся должен нести ответственность не только он», – заявила пострадавшая Анастасия.
Женщина заявила, что хочет изменить систему безопасности пассажиров в железнодорожном транспорте.
После этого другие женщины тоже стали рассказывать подобные истории, случившиеся в поездах с ними самими или с их подругами и родными.
«Мне повезло больше, чем Насте — я всего-навсего забилась позвоночником и копчиком и последние дни отдыха пролежала в постели с обезболивающими, а не на больничной койке. Мне повезло больше, чем сотням других девушек — я вовремя взяла себя в руки и вспомнила стратегию поведения с психически нездоровой личностью и это сработало», – отреагировала на нападение Алена Гусева.
Истории о нападениях стали появляться одна за другой.
«Известную иллюстраторку детских книг и дизайнер пытались изнасиловать в СВ вагоне поезда, – написала депутат Инна Совсун. – Нападающего никто не побеспокоил, он продолжил спокойно ехать в пункт назначения. В то время как девушку переселили в купе, которое полностью выкупил другой пассажир, который, хоть и проявил человечность, но прочитал лекцию о «пьяных мужчинах, нуждающихся в интиме».
В случае нападения на Анастасию Луговую «Укрзалізниця» уволила проводника и начальника поезда. Они уговаривали женщину не обращаться в полицию, чтобы у них не было проблем и предлагали за это деньги.
В октябре 2021 года стало известно, что суд обязал государственную компанию выплатить 100 тысяч гривен моральной компенсации пострадавшей журналистке
После нападения «Укрзалізниця» в августе 2020 года запустила первый пассажирский поезд с военизированной охраной. Однако это проблему не решило.
В большинстве женщины выступают за отдельные вагоны, а мужчины против. У каждой стороны свои доводы. Женщины справедливо говорят, что ещё не было известно случаев изнасилования мужчин женщинами в поездах и отдельные вагоны — больше о безопасности, чем о презрении и сегрегации. А мужчины в ответ напоминают, как женщины боролись за равные права, а теперь якобы хотят «откатить» всё назад.
Справедливости ради надо сказать, что женщины тоже могут «бухать» в поездах до утра и вести себя неадекватно.
Конечно, каждый мужчина в поезде – это еще не тот, кто напал. Однако если ради комфорта и безопасности женщины хотят ездить в отдельных вагонах и это можно сделать – то почему бы нет?
Пассажирки выбирают утренние рейсы, чтобы не ехать ночными поездами и чувствовать себя в безопасности.
В «Укрзалізниця» кроме пилотного проекта по отдельным купе для женщин говорят о тревожных кнопках, сигнализации, видеонаблюдении и усилении патрулирования. Однако это есть в новых вагонах, которые составляют 15 % всего подвижного пассажирского состава.
Во время пилотного проекта покупать билеты в женские купе можно будет только через мобильное приложение «Укрзалізниця».
В 2010 году в качестве эксперимента Львовская железная дорога вводила раздельные купе для мужчин и женщин в 12 поездах (на поезд был один «разделенный» вагон). Позже к пилотному проекту присоединилась Донецкая железная дорога. Однако услуга не пользовалась спросом и оставалось много непроданных билетов.
«При покупке билетов онлайн не всегда возможно определить пол человека. Что подразумевается? Существуют имена и фамилии, которые трудно идентифицировать по половому признаку: это могут быть иностранцы или так называемые двойные имена», – так в «Укрзалізниця» объясняли неудачную попытку ввести отдельные вагоны в марте 2020 года.
В настоящее время в госкомпании говорят, что «разрабатываются IT-решения и будут внесены соответствующие изменения в нормативные акты».
«С правовой точки зрения, мы не можем отказать пассажиру в покупке билета. Например, пассажиру-мужчине нужно ехать, а свободные места остались только в «женском» купе, «Укрзалізниця» не может отказать такому пассажиру», – таким образом аргументировали отказ от раздельных купе.
Что касается охраны, то в 2013 году правоохранители перестали следить за порядком в поездах. Планировалось, что в 2022 году «Укрзалізниця» и Нацполиция договорятся об их возвращении, но новостей об этом нет.
Вопрос раздельных вагонов – это не о неуважении к мужчинам, а о возможности выбирать для себя комфортные условия и чувствовать себя в безопасности. Для этого пригодятся тревожные кнопки, камеры видеонаблюдения, средства защиты или женские купе. Также важна реакция проводников и начальников поездов, которые не отворачивались бы, а реагировали на нападения, помогали и задерживали обидчиков. Не менее важно неотвратимое наказание.
Информатор писал, что спортсмен на коляске проверил вокзал Киева на безбарьерность.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.