Эта картина вышла в украинский прокат уже 28 августа и, соответственно, появились первые отзывы украинских кинокритиков
Украинский оскаровский комитет определился, какая картина будет представлять нашу страну в борьбе за главную кино-награду "Оскар". Эксперты во второй раз выдвинули работу режиссера Мстислава Чернова, который в 2023 году получил этот приз в номинации "Лучшая документальная полнометражная картина" за фильм "20 дней в Мариуполе". В этот раз выдвигается также документальная лента - "2000 метров до Андреевки". Но в этот раз он будет сражаться за награду в категории "Лучший международный полнометражный фильм".
Лента рассказывает о крохотном поселке Андреевка в десяти километрах от Бахмута, который стал ареной ожесточенных боев во время украинского контрнаступления 2023 года. 3 штурмовую бригаду от освобождения села отделяет всего два километра лесополосы, усеянной минами, где окопался враг. Бойцы, когда-то обычные гражданские, преодолевают этот путь, чтобы вернуть Украине ее территории.
Оператором фильма стал документальный фотограф Алекс Бабенко. Продюсерами работали Мишель Майснер и Рейни Аронсон-Рат, музыкальное сопровождение создал двукратный лауреат "Грэмми" Сэм Слейтер.
Мировая премьера состоялась на фестивале Санденс, где Чернов получил награду за лучшую режиссерскую работу в программе World Cinema Documentary.
Эта картина вышла в украинский прокат уже 28 августа и, соответственно, появились первые отзывы украинских кинокритиков. Конечно, они не могут отстраниться от сравнения с предыдущей картиной режиссера и это сравнение в пользу новой ленты.
"Его новая картина уже является стройным режиссерским рассказом. Камера на этот раз не просто фиксирует события, она находится в их центре. Она погружена в них. Она не вмешивается, но ее трудно назвать отстраненной. Эффект присутствия здесь впечатляющий. Хотя нет, это не эффект. Это присутствие, в котором авторы фильма разделяют с военными все риски, переживают потери и существуют на пике всех возможных ресурсов и усилий. Это очень концентрированный рассказ о клочке земли и бесконечных потерях в борьбе за него”, - пишет Екатерина Слипченко.
Что касается шансов на "Оскар", про это критики пока осторожно молчат. Все-таки документальная лента будет бороться с художественными картинами, и это сразу минус.
Прогнозировать сейчас, какие шансы у картины Чернова невозможно, потому что неизвестно, кто его конкуренты. Но шансы попасть хотя бы в шорт-лист кажутся неплохими, поскольку имя этого режиссера уже известно международной киноакадемии.
Хочется напомнить, что до триумфа Чернова украинские картины никогда не попадали в шорт-листы "Оскар". В каких-то случаях это было связано с внутренними интригами, а в каких-то с отсутствием широкой рекламной кампании в Америке, а где-то просто качество работы было не высоким.
Одним из самых противоречивых участников от Украины стала прошлогодняя картина "Ля Палисиада". Попытка снять украинский нуар не понравилась как массовому зрителю, так и критикам, разорвавшим эту картину на куски. Хотя и конкуренты этой картины были не намного лучше. Поэтому выбор наших киноакадемиков хоть и удивил, но был отчасти понятен.
В 2022 году мы отправляли на Оскар украино-турецкую картину "Клондайк", которая получила призы на нескольких влиятельных европейских и американских кинофестивалях, но этого оказалось мало для большой победы.
В 2021 году Украину представляла картина Наталки Ворожбит "Плохие дороги" о войне на Донбассе. Идея снять этот фильм пришла после того, как Ворожбит написала пьесу по заказу британского театра и спектакль прошел на ура, позже перекочевав и на украинскую сцену. Успех снова был огромен. А вот перенос спектакля на экран оказался не лучшей попыткой.
В 2020 году на "Оскар" от Украины номинировался фильм Валентина Васяновича "Атлантида", посвященный послевоенным проблемам, которые возникнут, как казалось автору, после окончания войны на Донбассе. Картина оказалась не пророческой, но принесла режиссеру много наград в Европе, после чего Васяновича пригласили снимать в Голливуд, но тот отказался.
До появления картины Чернова на Оскаре создавалось такое впечатление, что тема войны в Украине упорно игнорируется киноакадемиками. Возможно теперь, именно в пыку Трампа либеральная киноаудитория решит иначе.