Мстислав Чернов и его команда готовились к разным сценариям — в том числе к худшему: пыткам - Информатор Украина
Впервые украинский фильм получил высшую кинонаграду “Оскар”. В номинации “Лучший документальный фильм” победила картина Мстислава Чернова “20 дней в Мариуполе”. Наконец-то со сцены этой церемонии прозвучали внятные слова о войне в Украине, а не абстрактные намеки о некой стране, которая сейчас страдает, как это было два года назад.
Перед тем как получить “Оскар” фильм выиграл еще массу престижных призов начиная с награды от Британской киноакадемии BAFTA и заканчивая победами в голосовании различных киногильдий. При этом часто отмечается тот факт, что Чернова и его съемочную группу, как минимум, нужно дополнительно наградить за стойкость и мужество. В фильме видно, что он со своей съемочной группой неоднократно рисковал жизнью. Постоянные бомбежки и обстрелы, которые хоть и становятся обыденными, но менее опасными нет. Например, поворот танковой башни в сторону окна через которое Чернов снял многие панорамные кадры. Ну и сама эвакуация через гуманитарный коридор. Журналисты проехали через 15 российских блокпостов везя 30 часов видеоматериалов сохраненных на жестких дисках из которых потом и смонтировали “20 дней в Мариуполе”.
Чернов в фильме прямо говорит, если они попадутся со всем этим, то под пытками их заставят признать, что все это фикция. Тем более, что зуб у россиян на Чернова и его съемочную группу огромен. Находясь в окруженном городе они оказались единственными иностранными журналистами, которые продолжали выполнять свою работу и поставляли для телеканалов свои видео-репортажи от которых у многих зрителей волосы становились дыбом. И они заставили включиться всей пропагандистской машине рф, которая взялась всех убеждать в том, что это постановочные кадры. Особенно, когда их ракеты попали в роддом.
Честно говоря, нужно иметь достаточно крепкие нервы, чтобы посмотреть этот фильм целиком. Очень тяжело оставаться равнодушным, когда видишь смерти детей и рыдающих родителей. Будь то мать кричащая сквозь слезы: “Почему?” Врачи не смогли спасти ее 18-месячного сына. Или седой мужчина плачущий над закрытым простыней телом 16-летнего сына, который погиб играя в футбол. Подобных эпизодов в картине немало, поскольку съемочная группа базировалась в больнице, куда свозили раненых.
Сюжет фильма это события происходящие в Мариуполе с первого дня его окружения, как город постепенно умирает, а люди меняются. Чернов взял за основу расхожее утверждение, что хороших людей война делает еще лучше, а плохих хуже. Одни борются до последнего за жизнь других, как врачи. Другие мародерствуют. И эти эпизоды такие же эмоционально тяжелые, как и смерти людей. Например, когда женщина рыдает в своей парфюмерной лавке, потому что почти весь ее товар уничтожен и ей теперь не на что жить. И в это же время у разбитого снарядом окна стоят люди, которые готовы ворваться в магазин, чтобы прихватить то, что осталось. А военный на камеру рассказал о том, что люди разворовывают банки и супермаркеты.
Единственный и не существенный минус этого фильма о котором говорят профессионалы, это не связанность между собой историй, которые мы видим. По законам жанра желательно, чтобы в картине был главный персонаж, чья история идет сквозной нитью через весь сюжет. Однако это совсем не смутило киноакадемиков и “Оскар” вполне заслужен.
Уже 24 февраля Чернов со съемочной группой были в Мариуполе. Военкор говорит о том, что предчувствовал вторжение, поэтому и оказался на месте событий вовремя.
“Мы готовились к разным сценариям — в том числе к худшему. Подготовили несколько дорог для выезда; несколько квартир, где можно жить; несколько точек, где можно заряжать технику; запасные колеса для машины. Стало понятно, что вторжение будет, оставался только вопрос когда. Фронт неожиданно стих; появились сообщения, что из донецких больниц, чтобы освободить койки, эвакуируют пациентов. К 23-му числу у меня появилось ощущение неизбежности — я помню, как звоню редактору из маленького кафе “Соль” в Бахмуте и говорю: “Завтра может начаться вторжение — и нам нужно в Мариуполь, потому что, если его окружат, мы туда уже не попадем”. Он ответил: “Хорошо, отправляйтесь”, — вспоминает Чернов в одном из интервью.
Но несмотря на тщательную подготовку съемочная группа не ожидала, что боевые действия будут настолько масштабными и россияне будут стирать город с лица земли. Очень быстро в обеих съемных квартирах пропал свет, вода и тепло. Отчасти спасал генератор, который был в гостинице. Его включали на несколько часов и им удавалось зарядить свои камеры и телефоны. Но очень скоро пропала и связь и передавать отснятые видео получалось только сидя под вышкой мобильного оператора. Однако и эта возможность скоро исчезла. Съемочная группа поселилась в больнице номер 2.
“Примерно 4 марта город полностью окружили — и связь, и вода пропали везде. Мы ели один раз в сутки, умывались растопленным на костре снегом, носили воду из колодца. Поход по воду — одно из самых смертельных путешествий для каждого мариупольца. Многие погибли в таких вылазках, попав под обстрел. Нас долго спасала больница: в операционной всегда можно было зарядить камеры. Мы подружились с врачами: жили с ними, вместе с больными и медсестрами спали в коридорах, делили весь быт. Когда нужно было, мы разносили по этажам ведра с бульоном, таскали носилки с ранеными”, — вспоминает Чернов.
Сложность съемок была еще и в том, что делать это во время обстрела, почти не реально. Поэтому Чернов со своей группой пытались поймать ритм бомбежек. Как рассказывает репортер, они это всегда делали волнами, поэтому дождавшись окончания первой волны они выбирались из укрытия и снимали, пока не начинался новый обстрел. Помогала в некоторой степени и больница. После того, как происходил где-то большой взрыв репортеры тут же бежали на седьмой этаж здания и смотрели куда было попадание. Поэтому на некоторых точках удавалось оказаться уже через 20-30 минут.
“Главную цель, которую мы ставили, это показать не бои, а страдания людей. Чтобы все увидели настоящее лицо этого вторжения. А это мирные люди, которые были убиты. После Мариуполя мне стало понятно, какую тактику дальше будут использовать россияне. К сожалению к человечности это не имеет никакого отношения и так будет везде в Украине”, — комментирует Мстислав.
Через 20 дней прибывания в Мариуполе репортеры приняли решение выходить из города, поскольку кольцо вокруг города уже сомкнулось и оставаться было опасно. Но проблем было много начиная с того, что их машина уже была разбита и просить кого-то вывезти их означало подвергнуть этих людей смертельной опасности. Тем ни менее один из офицеров местной полиции покидая город со своей семьей взял и группу. Жесткие диски были спрятаны под сидения и обшивку машины, а чип из телефона защитницы “Азовстали” Тайры продюсер фильма вообще спрятала в свой тампон.
Мстислав Чернов украинский журналист, писатель, режиссер и фотограф из Харькова. В этом году Мстиславу исполняется 39 лет.
Освещал Революцию достоинства, Войну на востоке Украины, последствия сбития Boeing 777 Malaysia Airlines, Сирийскую гражданскую войну, битву при Мосуле в Ираке, Российское вторжение в Украину 2022 года, включая Блокаду Мариуполя (за эту работу получил Пулицеровскую премию за служение обществу).
Во время освещения событий с Майдана во время Революции Достоинства на него несколько раз нападали. Кроме этого сотрудники полиции повредили репортеру руку, разорвали его удостоверение и уничтожили фотоаппаратуру. При следующем столкновении в него бросили светошумовую гранату в результате чего Мстислав получил ранения глаз и ног.
Кроме освещения горячих событий работал как фотограф и проводил свои выставки. В украинском конкурсе Фотограф года в номинации "Документальная фотография". Тогда же Чернов стал победителем Pentax Awards Ukraine 2013 и конкурса "Лучший пресс-фотограф Украины" в номинации "Портрет". К тому времени Чернов фотографировал в более чем сорока странах.
Летом 2013 года, фотографируя в Стамбуле, Чернов оказался посреди протестов в парке Гези и на площади Таксим. Проявления насилия поразили Чернова и послужили поводом его перехода от художественной и документальной фотографии к освещению конфликтов и войн.
Посмотреть фильм 20 дней в Мариуполе можно в YouTube.
Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб не пропустити важливих новин. Підписатися на канал у Viber можна тут.