Мошенник, представившийся сотрудником оператора мобильной связи «Киевстар» сообщил, что женщине необходимо активировать SIM-карту
Женщина получила звонок от мошенника, который представился сотрудником Киевстар. Она ввела код, после чего у нее исчезло мобильное покрытие ее SIM-карты, закрепленной за приложением Приват-24 и мошенническим путем исчезли средства с карты ПриватБанк в размере 64 170 гривен. Об этом говорится в решении Новомосковского горрайонного суда Днепропетровской области, опубликованном 15 апреля 2025 года.
3 февраля 2021 года между акционерным обществом коммерческий банк "ПриватБанк" и женщиной был заключен кредитный договор № б/н, путем подписания заявления о присоединении к условиям и правилам предоставления банковских услуг. Ей был открыт кредитный счет и установлен начальный кредитный лимит в размере 10 500 гривен, который в дальнейшем увеличился до 75 тысяч гривен. Она перестала вносить средства ссылаясь на спорные операции, проведенные по ее карточке за период с 06.09.2023 года (переводы с карты). В ходе проверки данной информации установлено, что 12.09.2023 года зафиксировано обращение клиента, которое было направлено на рассмотрение специалистам для установления определенных обстоятельств. Так, установлено, что неустановленное лицо во время телефонного разговора с ней, представившись сотрудником оператора мобильной связи «Киевстар», сообщило, что ей необходимо активировать SIM-карту «Киевстар», для чего необходимо ввести код. После ввода кода исчезло мобильное покрытие ее SIM-карты номера телефона «Киевстар», закрепленного за Приват-24. После чего третьи лица завладели средствами с карты на общую сумму 64 170 гривен (комиссия 1 925 гривен). Обращения по обжалованию операций за 06.09.2023 года от клиента не фиксировалось. Поскольку вход в аккаунт Приват-24 клиентки происходил из разных устройств без изменения логина и с верным вводом пароля входа, можно сделать вывод о компрометации клиентом собственных персональных данных входа в Приват-24, что привело к компрометации реквизитов карты и проведению обжалованных операций, а потому вина банка в проведении указанных операций по карте отсутствует. В нарушение взятых на себя обязательств гражданка своевременно не уплачивала кредит и проценты за пользование кредитом, в результате чего на 15 мая 2024 года возникла задолженность по кредиту в размере 88 090 гривен.
В отзыве женщина требования не признала, просила в иске отказать. В частности, отметила, что 02.02.2021 года она была устроена на работу, в связи с чем 03.02.2021 года обратилась в отделение ПриватБанк для получения зарплатной карты, при оформлении которой работником банка ей была выдана еще и кредитная карта. Она дважды поставила подпись на планшете, работником банка были сделаны две фотографии с карточками. На вопрос предоставить что-либо в бумажном виде, работник ответила, что вся информация отображена на сайте банка. 06.09.2023 года ей поступил звонок от лица, которое представилось работником «Киевстар» и предложило поменять интернет 3G на 4G, на что согласилась и предоставила заявку на замену SIM-карты. После этого в телефоне исчезло мобильное покрытие. Приват-24 вместе с карточками перестал действовать в телефоне. 06.09.2023 года уже не могла предпринимать каких-либо действий с приложением Приват-24. Предусмотрев, что это могут быть мошенники, для установления движения средств по ее карточкам, обратилась в ПриватБанк и получила выписку за кредитной картой за период с 06.09.2023 года по 07.09.2023 года, из которой усматривается, что кредитный лимит в сентябре 2023 года был увеличен с 25 тысяч гривен до 75 тысяч гривен. При этом у нее была незакрыта сумма кредита в размере 5 441 гривны, которую последняя погасила 22.12.2023 года, что подтверждается платежной инструкцией от 22.12.2023 года. Мошенники каким-то образом увеличивают кредитный лимит, а банк в свою очередь без должной проверки клиента позволяет последним это сделать. 18.09.2023 года обратилась в полицию с заявлением, в котором сообщила, что 06.09.2023 года неустановленное лицо с использованием информационно-коммуникационных систем, с использованием абонентского номера, во время телефонного разговора с лицом, которое представилось оператором мобильной связи «Киевстар», сообщило ему, что ей необходимо активизировать SIM-карту и ввести код, после чего у нее исчезло мобильное покрытие ее SIM-карты «Киевстар», которая закреплена за приложением Приват-24 и мошенническим путем завладела средствами с карты ПриватБанк на общую сумму 99 тысяч гривен. 19.09.2023 года по данному факту возбуждено уголовное производство по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 190 Уголовного кодекса Украины.
Суд отказал ПриватБанку в удовлетворении иска. Совершение транзакций с карточного счета женщины произошло не по ее распоряжению, поэтому она не должна нести ответственность за такие операции.
"Суд пришел к выводу, что АО КБ «ПриватБанк» не подтвердил надлежащими и допустимыми доказательствами, что ответчица, как пользователь кредитной карты, своими действиями или бездействием способствовала в доступе к сведениям по ее кредитной карте, лицевому счету, аканту, приложению, незаконному использованию ПИН-кода или другой информации, позволившей инициировать платежные операции 06.09.2023 года на общую сумму 64 170 гривен, и в потере таких средств есть вина данного пользователя. Учитывая приведенное, поскольку осуществление транзакций с карточного счета ответчицы произошло не по ее распоряжению, она не должна нести ответственности за такие операции", - подчеркнул суд.