Сбои в работе GPS участились в 7 раз, поскольку российские средства радиоэлектронной борьбы атакуют страны Балтии и северо-восточный фланг Альянса
Страны Балтии и Северной Европы требуют коллективного ответа НАТО на гибридную агрессию Кремля. Частота и сила использования средств радиоэлектронной борьбы в Калининградской области и на северо-востоке РФ указывают на то, что это никак нельзя считать простым тестированием системы. Препятствия системе спутниковой навигации GPS, которые создают российские РЭБ, создают серьезную проблему для региональной безопасности. Страны Запада оказались перед выбором: среагировать на вызов или проглотить провокацию.
Министры иностранных дел сразу трех стран НАТО – Эстонии, Латвии и Литвы – обвинили Россию в гибридной агрессии: из-за приглушения работы спутниковой системы навигационной GPS в районе Балтийского моря в разы растет вероятность катастроф. Власти Польши и Швеции тоже предупредили об опасности пилотов и капитанов. Вопросы о действиях Москвы должны поднять среди союзников по НАТО и ЕС.
Как сообщает The Financial Times, 25 и 26 апреля два самолета финской авиакомпании Finnair вылетели из Хельсинки в эстонский город Тарту, но вернулись с полпути. Пилоты не захотели рисковать, боясь подвергнуть пассажиров опасности катастрофы. Компания отменила рейсы на месяц.
"Мы рассматриваем происходящее с GPS как часть враждебной деятельности России, и мы обязательно обсудим это с нашими союзниками.. Такие действия являются гибридной атакой и представляют угрозу нашему народу и безопасности, и мы не потерпим их", - заявил министр иностранных дел Эстонии, Маргус Цахкна.
Государственное агентство гражданской авиации (CAA) Латвии заявляет, что рейсы самолетов гражданской авиации из-за помех сигнала GPS не отменяли. Они добавляют, что действия россиян представляют угрозу безопасности движения, но не критическую: Тарту — один из немногих аэропортов, где для приземления требуется сигнал GPS.
"Система не так уязвима. Спутниковая навигационная система не является основным средством навигации. Она современная и самая точная, но есть и другие системы на земле и в самолетах, которые продолжают работать", — сообщают в ведомстве.
Впрочем, министр иностранных дел Латвии Байба Браже заявила, что страны Балтии «серьезно» воспринимают инциденты с GPS и контактируют по этому вопросу с другими странами. Ее коллега из Литвы Габриэлюс Ландсбергис подчеркнул, что ситуация в регионе становится "слишком беспокойной".
Проблемы с сигналом фиксируют с самого начала полномасштабного вторжения. Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна заявил, что есть много доказательств, откуда происходит источник препятствий.
"Это из-под Санкт-Петербурга, из-под Пскова, из Калининграда. И также были случаи, когда видно, что в связи с определенными событиями Россия просто активизировала и отрегулировала свое вмешательство", - сказал он.
В середине января страны Балтии, пол Польши и часть Германии фиксировали значительные препятствия в работе с GPS. Это произошло накануне Resolute Defender, крупнейших со времени окончания Холодной войны учений НАТО, стартовавших в феврале.
Блокирование сигнала спутниковой навигации препятствует использованию ряда средств поражения: ракеты, дроны, даже управляемые авиабомбы JDAM теряют координаты цели. Но еще более опасна подделка координат —спуфинг" — тогда враждебные средства поражения не переходят на альтернативные источники наведения, а попадают в ложные цели. В украинских городах, в частности в Киеве, тоже, вероятно, используют средства приглушения и фальсификации GPS: водители замечают, что координаты во время движения внезапно меняются, будто авто передвигается совсем по другой улице.
Подобную технологию использовал Израиль во время массированной атаки Ирана. Для России, разместившей в калининградском анклаве ЗРК С-400 и «Искандеры» с ядерными боеголовками, РЭБ жизненно важен.
В марте Кремль заподозрили в создании препятствий для GPS-сигнала самолета ВВС Великобритании, на борту которого находился министр обороны Великобритании Грант Шеппс, сообщает Times. Борт Королевских ВВС Shapps RAF Dassault 900LX Falcon возвращался из Польши в рамках миссии Resolute Defender и летел над Калининградом. Пилоты использовали альтернативные системы навигации, поскольку связи со спутниками не было около 30 минут.
Однако речь не идет только о защите, Украина слишком далеко, чтобы систематическое вмешательство в работу GPS в Балтике могло быть случайным. Times отмечает, что создание помех для спутниковой навигации является привычным делом для российских военных в Сирии. РЭБ РФ усложняет военной авиации Британии полеты с базы Акротири на Кипре.
Нет доказательств, что коммерческие рейсы блокируют умышленно, однако эксперты The Sun подсчитали, что с августа 2023 г. количество инцидентов, связанных с глушением или фальсификацией сигналов GPS в регионе Балтийского моря выросло в 7 раз: от менее 50 до 350 в неделю. За это время проблемы испытывали более 46 тысяч рейсов одних британских перевозчиков.
Создание помех со спутниковой навигацией Кремль может считать выгодным для себя. Хотя это и не критично, европейские транспортные компании ради безопасности движения вынуждены изменять маршруты. Это усложняет и удорожает навигацию в море и воздухе. Пилоты и диспетчеры больше устают, возрастают риски ошибок. Это еще повышает уровень тревожности и недовольства в обществе.
Возможно, иногда речь идет еще и о мести и попытке запугивания: во время визита в Польшу министр Шеппс призвал увеличить финансирование расходов на оборону и раскритиковал вождя россиян Владимира Путина за агрессивную войну и "безответственный" ядерный шантаж.
Страны Балтии, Финляндия и Швеция уже начали обсуждение проблемы между собой. К дискуссии планируют приобщить Польшу. Стороны готовят общую позицию для обсуждения внутри НАТО. Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна заявил, что союзники не могут делать вид, будто ничего не происходит. Он призывает не затягивать с ответом.
"Скорее мы должны показать, что мы имеем дело с этим, мы осознаем ситуацию, и ответственность за это ложится ни в коем случае не на нас, а на агрессивную Россию. Было бы хуже, если бы от пассажиров мы должны были скрыть тот факт, что наше воздушное сообщение нарушает Россия, это ответственность, которую я как министр иностранных дел точно не хочу брать на себя", — передает слова Цахкна агентство ERR.
Министр хочет, чтобы ЕС и НАТО осудили действия россиян и ввели дополнительные санкции. Он также туманно отмечает, что "нужно принять реальные меры, чтобы обеспечить безопасность воздушного движения и людей". Цахкна намекает, что помехой мощному ответу до сих пор стоит страх "эскалации": союзники опасаются, что риски от реакции на провокацию будут слишком велики. Но одновременно постепенно приходит осознание, что обычно Кремль как раз этим и пользуется, поднимая ставки так, чтобы не подвергаться ответу Запада.
Если бы Альянс решил, что демонстрировать слабость больше нельзя, то прибег бы к асимметричным мерам. К примеру, НАТО может увеличить свое присутствие в регионе или даже развернуть дополнительные системы радиоэлектронной борьбы на границе с Россией.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.